Режиссер:
Сидни Поллак. Сценарий: Дэниэл Тарадаш, Дэвид Рейфил (по одноименному роману Уильяма Истлейка), Оператор: Анри Декэ, Композитор: Мишель Легран.
В главных ролях: Берт Ланкастер, Патрик О’Нил, Жан-Пьер Омон, Питер Фальк. В ролях: Астрид Хирен, Скотт Уилсон, Тони Билл, Эл Фримен мл., Джеймс Паттерсон, Брюс Дерн.
Интересные факты о фильме:
Декорации замка были построены в Югославии. Неожиданно он взорвался и сгорелся до дотла. Поллак немедленно заснял его изничтожение и использовал кадры в фильме.
Берт Ланкастер, который видел хорошо, ходил с черной повязкой на глазу, а одноглазый Питер Фальк — с искусственным глазом, который показывал, что видит мир его герой преотлично.
В Австралии и Швеции фильм вышел на 70-миллиметровой пленке.Версия для печати
Военный фильм Сидни Поллака (романа, по которому он снят, я не читал) отчасти напоминает роман Артура Хеллера "Уловка-22" и экранизацию оного (режиссер Майк Николс, 1970). Эти произведения посвящены действиям вооруженных сил США в Европе во время II Мировой войны. Но если от прочих реалистических военных произведений "Уловку-22" отличает хорошая доза абсурда, то "Оборона замка" выделяется на общем фоне некоторой сюрреалистичностью.
У Сидни Поллака отряд изможденных бойцов, отправленных в резерв, занимает бельгийский средневековый замок. Впечатляет уже начало фильма: по размокшей осенней дороге на джипе с прицепом и пулеметами движется грязная, потрепанная, израненная, истощенная войной группа людей. Вдруг возникает чудесное видение, пришедшее словно из фэнтезийной голливудской сказки, снятой в техниколоре: среди голых деревьев скачут на конях двое расфуфыренных аристократов. Это – хозяева замка, живущие в полном одиночестве, даже как будто без слуг.
Всё в фильме стилизованно и утрированно. Замок находится в отличном состоянии. Граф – импотент, но ему нужно потомство, поэтому прекрасная молодая графиня спит с полковником, возглавляющим отряд. Капитан, искусствовед по образованию, с восторгом изучает богатую коллекцию живописи. Солдаты пьют вино из личных запасов графа, а большую часть времени проводят в деревеньке по соседству – в сказочном борделе с роскошными бабами, сошедшими будто со страниц Моруа. Сержант (Питер Фальк), чья мирная профессия – пекарь, находит вдову пекаря и, плюнув на войну, начинает печь хлеб.
Но приближаются немцы. Конфликт возникает между графом (а также капитаном, ценителем искусства) и полковником. Первые предлагают сдать замок врагу и, отступив, занять другую позицию, второй, понимая, что замок является важным стратегическим пунктом, приказывает занять оборону непосредственно в замке. В этом, как бы, и заключается отличие между Европой, чье "соглашательство породило нацизм", и Штатами, чья жесткая позиция позволила "выиграть войну". Даже американский пекарь наступает на горло своей европейской песне и в последний момент вспоминает о том, что он – американский солдат, и хватается за винтовку.
Замок, чье военное значение было окончательно утрачено с развитием артиллерии и бронетехники (это прослеживается даже в игре "Цивилизация": крепостные стены теряют значение с изобретением пороха), обретает новую жизнь в хватких американских руках и превращается в мощный бастион.