Режиссер:
Джо Массот. Сценарий: Гильермо Кабрера Инфанте по истории Жерара Брака, Оператор: Харри Уоксман, Композитор: Джордж Харрисон, Монтаж: Расти Коплман, Продюсер: Эндрю Браунсберг.
В главных ролях: Джек Макгоуран. В ролях: Джейн Биркин, Ирэн Хандль, Ричард Уоттис, Иэн Кворье, Беатрис Леман, Брайан Уолш, Шон Линч, Би Даффл, Ноэль Тревартен, Суки Потьер, Анита Палленберг и др.
Интересные факты о фильме:
Музыку к фильму написал Джордж Харрисон, тот самый, из "Битлз". Когда режиссер попросил его написать музыку, тот сначала отказался под тем предлогом, что никогда не писал музыки для фильмов, но режиссер пообещал, что включит в фильм все, что бы тот ни написал. Версия для печати
Существует такое свойство кинематографа, объяснить которое до конца я не могу. Очень часто бывает так, что чем хуже фильм, тем больше возможностей для интерпретации он дает, тем большие проблемы он вскрывает и т.д. С другой стороны, хорошо снятые бодрые фильмы, с хорошими актерами, с хорошим оператором, обычно ниачом. Исключения обычно — или шедевры, или уж совсем полное гавно.
Фильм "Чудесная стена" — несомненно, серьезный фильм, знаковый, встроенный в мировой культурный контекст, ничто в нем даже не противоречит, потенциально, существованию группы людей, могущих считать его культовым.
Фильм вскрывает проблему взаимоотношения двух миров — скучного старого мира пердунов ученых-ботанов и веселого, яркого мира хиппи! т.е. просто прихиппованных чуваков, которые носят яркие рубашки и длинные волосы, живут беспорядочной половой жизнью, занимаются музыкой и фотографией. Такие люди, например, показаны в "Псих-ауте".
Старый ботаник (кстати, микробиолог) внешне карикатурно похож на Эйнштейна и такой же рассеянный, вплоть до того, что пишет себе записки покормить крыс и выключить свет. У него дома в стене есть дырка, через которую он видит голую Джейн Биркин и тут же влюбляется в нее, то есть не в нее, а в молодость. Он так в нее влюбляется, что видит ее посреди чашек Петри, постепенно начинает забивать на работу, проводит все свободное время, подглядывая за жизнью за стеной.
А за стеной тем временем идет жизнь, освещая дни профессора, оттуда доносятся лучи поноса и звуки вечеринки! Наш Эйнштейн постепенно меняется, наблюдая за этой жизнью, но меняется не окончательно, потому что в конце фильма приходит на работу, пусть и побритый и обновленный, но в ту же самую лабораторию. В этом весь сюжет, ни капли не соврал.
Характерно, что новый, наблюдаемый мир никак не меняется от присутствия наблюдателя (исключая чисто физические эффекты), что, конечно, противоречит современной науке. Это как бы говорит нам о том, что новое сильнее старого. С другой стороны, и старое сильно не изменилось, что как бы говорит нам о том, что не так уж оно и сильнее. Такой глубокий философический вывод можем мы сделать из данной кинокартины.
Еще один напрашивающийся глубокий философический вывод — любая наука является вуайеризмом! независимо от того, наблюдаешь ты чуждую форму жизни в микроскоп, умозрительно или через дыру в стене.
Символизм дырки в стене нам уже встречался в фильме, например, "Неуместный человек", и означает как бы то есть вагину, второе рождение, что сразу намекает нам на крещение в христианстве и дваждырожденных в буддизме, т.е. в религиях, наиболее распространенных у взыскующих истины хиппи, кои, собственно, и являются в фильме. Герой как бы то есть рождается заново. Так все тут взаимосвязано и взаимозакольцовано, как колесо Сансары.
По форме это сначала унылая комедия: профессор слишком рассеян, его движения слишком нарочиты (напомнило такую же не совсем удачную игру Дилана Морана в "Фильме с моим участием"), уборщица слишком сердита.
Далее лучший кусок — психеделика: яркие пятна, сны профессора. Сны, кажется, не имеют отношения к сюжету, они суть просто фантазии постановщика, очень самодеятельные, самодеятельность в декорациях Кроненберга. Ну и, конечно, без музыки Джорджа Харрисона этот кусок немыслим.
Наконец, дальше идет какая-никакая, а психология: бессмысленные действия главного героя, здесь он уже не переигрывает, а играет даже и хорошо, ну, и там происходят какие-то действия, кажется, как я уже говорил, главный герой готов переродиться, но ничего не происходит, круги на воде.
Таким образом, у фильма нет особого жанра, что делает его несколько более занимательным, чем он есть на самом деле. Я бы сказал, ровно в три раза более занимательным. Ну представьте: смотреть полтора часа унылой комедии ИЛИ психеделики ИЛИ психодрамы, или за те же полтора часа посмотреть психеделику И комедию И психодраму в одном флаконе, при этом под хорошую музыку. Определенно, эклектичность в данном случае пошла фильму на пользу.