Довольно занятная картина, действие которой происходит в маленькой деревушке на склоне гор. Ключевым персонажем является словно бы потусторонняя (но при этом вполне осязаемая, то есть, материальная), девушка, похожая повадками на животное, но вследствие своей симпотности и мнимой беззащитности умеющая соблазнять мужчин (ну как тут не вспомнить Лаки Макки с его "Женщиной").
В фильме есть хорошая загадочность, таинственность – или даже потаенность… но было бы слишком смело сравнивать Микаэля Штайнера с Дэвидом Линчем (а в интернете сейчас идут как раз такие сравнения). Штайнеру не хватает того ошеломляющего безумия, которое иной раз — и всякий раз внезапно — прорывается с кинополотен Линча.
Сценаристы жонглируют двумя человеческими слабостями: кто-то любит необъяснимое, а кто-то испытывает потребность получить в финале развенчиванье мистических событий. Что же победит в конечном итоге? Словом, тут нет борьбы героя со злодеем, тут идет борьба жанров (с многочисленными подножками): мистический детектив против псевдо-мистического детектива.
Победить должен сильнейший.
Однако режиссер, в конечном итоге, так и не сможет толком определиться, какую сторону он занимает — сторону мистика или рационалиста...
Очередное кино про девочку-ведьму с неправдоподобным сюжетом, интересное только страной-производителем. За счет последнего фактора фильм несколько выигрывает, но это продолжается недолго — пастухи делают себе из соломы и тряпок женщину, та оживает, они жестоко ее используют — и девчонка сбегает в открытый мир. Но вокруг дьявол, сатана, суки, все голуби получат пиз... Основной сюжет подан как рассказ суровой северной женщины около лужайки грибов, из которой торчит человеческая рука, что не добавляет фильму очков.
В "Пастушьей кукле" слишком много жестокости по отношению к девушке, от нее устаешь. Это подчеркивается ее условно "невинной" внешностью. Так как черного юмора "Женщины" тут искать не приходится, происходящее с героиней вызывает утомление, а ужаса тут и подавно нет — слишком велика концентрация трупов на отдельно взятом пятачке, слишком нарочиты поступки людей. Особенно огорчает тенденция пытаться вызвать катарсис с помощью мести, которая в последнее время одолевает киноэкран. Никто больше не сдает злодеев в полицию, провожая их суровым взглядом. Речь идет о постоянной эскалации насилия: вы издевались надо мной, суки? а я набью вас соломой и посажу на кол. Где-то в этом месте зрители должны испытывать запретное удовольствие от отмщения. Я в целевую аудиторию не попадаю.
В общем, мы сталкиваемся с проблемой: рабочему человеку искать в фильме нечего, он не увлекателен и не жизнеутверждающ, а кинокритику пытаться всерьез рассматривать такие конвейерные работы нельзя. Поэтому я заполняю дружелюбный текстовый прямоугольник даже не на полную катушку.
Признаться, я мало что знаю о швейцарском кино (если быть совсем честным – вообще нихуя не знаю), и после "Груза", от которого ожидалась крутая космическая феерия, а получилась жалкая помесь "Пандорума" с "Матрицей" (за вычетом всего лучшего, что было в обоих фильмах), я и вовсе поставил на швейцарском кино крест. Оказалось, преждевременно.
"Пастушья сумка" не срывает звёзд с неба, но это весьма качественное и даже выверенное кино. Здесь есть почти всех удовольствий, каких вы ждёте от подобной картины: тихая размеренная жизнь патриархальной деревушки, загадочная смерть, парочка горцев, находящихся, как ни странно, в горах и отрезанных от мира, и, конечно, ля фам фаталь – немая девка, завёрнутая в одеяло, в исполнении обворожительной Роксан Мескида, которую я хорошо помню по "Шайтану".
В фильме две как бы отдельные сюжетные линии, и ещё несколько временнЫх пластов – какие-то события из прошлого (относительно времени повествования), какие-то – из будущего (то есть нашего времени), из-за этого пересказать сюжет картины практически невозможно. Но зырить, не смотря на метраж (почти два часа – многовато для ужастика) довольно интересно. Во многом потому, что в какой-то момент просмотра ловишь себя на мысли – блять, а ведь я ничего, совершенно ничего не знаю о швейцарцах! Нам кажется, что они сидят там себе в своих банках с часами на руках, и неспешно попивают кофе с самым нежным в мире шоколадом, глядя на женевское озеро. А на самом деле, они доят коз в горах, и ненавидят приезжих. Швейцария – предельно милитаризованная страна с самой большой армией в мире, из которой легко высылают понаехавших, с которыми во всей остальной Европе принято цацкаться, и запрещают строительство минаретов. Швейцарцы себе-на-уме, уж во всяком случае ты точно никто не знаешь, чего от них ждать. И когда бригада "местных" нападает на главного героя – ты воспринимаешь это, как нечто более или менее естественное, ну хули, отпиздят и закопают. И будут играть в свой покер.
Главная интрига фильма – что это всё-таки за девушка, и хорошая она всё-таки или плохая. Поначалу, конечно, ясно, что это дьявол в женском обличье, но потом начинаешь в этом сомневаться, а потом начинаешь сомневаться в своём сомнении... так, в общем, и котораешь время за просмотром. Отгадка, естественно, будет в самом конце, в полном соответствии с канонами жанра. Довольно неплохая, хотя с запутыванием этого, по большому счёту, простого сюжета авторы слегка переборщили.
Три балла за фильм, и ещё пол-балла — за Мескиду. Она крутая, чё, я б ей вдул.
Рассуждал с вами о путанных агрессивных швейцарцах, которым бы вдул Дядька Димка.