Режиссер:
Александр Андриевский. Сценарий: Георгий Гребнер, Оператор: Марк Магидсон, Композитор: Сергей Василенко.
В главных ролях: Сергей Вечеслов, Владимир Гардин, М. Волгина. В ролях: А. Чекулаева, Николай Рыбников, Владимир Орлов, Н. Аблов, Александра Хохлова, Сергей Мартинсон, Сергей Минин.
Фильм о классовой борьбе с участием роботов, действие которого происходит в некой капстране, предположительно Великобритании. Молодой инженер Джим Рипль – выходец из обычной рабочей семьи. Под занавес учебы в политехникуме он изобретает прототип универсального робота, способного заменить любого заводского рабочего. Джим ошибочно предполагает, что запустив этих роботов в массовое производство, он победит капитализм, ибо рынок вскоре окажется переполнен и любой товар обесценится. Его старший брат, работяга (характерная деталь персонажа – вечная трубка в зубах), считает, что к тому времени, когда роботы победят капитал, рабочие вымрут от голода, вызванного безработицей. Джим настаивает на своем и уходит из дома. Он получает солидный гонорар, лаборатории и мастерские в свое распоряжение. Однако в первую очередь роботы нужны военной промышленности (один из представителей военного департамента делает меткое замечание, что "военные никогда не испытывают экономического кризиса").
В конце концов, зондер-команду гигантских роботов обращают против бастующих рабочих. Впечатляющая сцена робо-атаки рабочего поселка "Большие огни". Ни винтовки, ни гранаты роботов не берут, — тут требуется интеллект!
Ко счастью, рабочие времени даром не теряли, — пытались научиться управлять роботами Рипля, в чем им помог прототип, разрушенный Риплем-старшим братом. Фильм заканчивается тем, что рабочие-революционеры берут роботов под свой контроль и при их поддержке расправляются с буржуями и военными преступниками. Сам же изобретатель погибает под многотонными ножищами своих созданий.
Я ничего не знаю о кинотеатральном успехе этого фильма. Он увлекателен, зрелищен, но в СССР фантастику не жаловали, поэтому, надо полагать, выйдя в ограниченном прокате, фильм остался незамеченным.
Что приятно: роботов в фильме много, они действительно велики (два человеческих роста) и, в целом, неплохо сделаны.
Робот Рипля подчиняется звуковому сигналу, либо радиосигналу. В частности, мы можем увидеть занятную сцену, в которой пьяный, рефлексирующий Джим Рипль играет на саксофоне, и армия роботов мрачно приплясывает под звуки музыкального инструмента, специально настроенного на "их волну". Кроме того, роботы способны передавать видеосигнал на пульт оператора, а также, в какой-то мере, они умеют вторить движениям оператора (какая техническая прозорливость!). В потенциале, Рипль уверен в этом, роботами сможет управлять человеческая мысль, которая, как известно, материальна.
Рабочий класс в этом фильме отличается ретроградными настроениями и всячески противится техническому прогрессу. В то же время сценарист дает жирный и утешительный намек на то, что любой рабочий может переквалифицироваться в инженера, ибо, как бы то ни было, а автоматизация производства неизбежна… Что, в принципе, и подтвердила история человеческой цивилизации.