Режиссер:
Питер Уир. Сценарий: Питер Уир, Дэвид Уильямсон (по мотивам романа Эрнеста Рэймонда), Оператор: Рассел Бойд, Композитор: Брайан Мэй.
В главных ролях: Мел Гибсон, Марк Ли, Билл Керр, Харольд Хопкинс. В ролях: Чарльз Латалу Юнипинги, Хит Харрис, Рон Грэм, Герда Николсон.
Награды: Australian Film Institute — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, оператор, звук, монтаж, актер (М.Гибсон), актер второго плана (Б.Хантер). Australian Cinematographers Society — оператор года (Р.Бойд)..
Интересные факты о фильме:
В рекламе говорилось, что в фильме участвуют 400 профессиональных всадников, однако в действительности их было 200. Роль еще 200 всадников исполняли женщины, загримированные под мужчин-"профессиональных наездников".
Питер Уир ждал бабла три года, поскольку австралийское министерство культуры поначалу было уверено, что фильм непременно провалится в прокате.
Одним из продюсеров фильма стал медиамагнат Руперт Мердок, чей отец в качестве журналиста посетил Галлиполи в 1915 году, чтобы сделать репортаж о сражениях.
Фильм был подвергнут жестокой критике со стороны британцев, поскольку начисто игнорировал вклад англичан в победу (на самом деле, их вклад был довольно велик).Версия для печати
Питер Уир снял идеальный антивоенный фильм и доказал, что все гениальное просто.
Нет, фильм, конечно, снят изысканно (в нем отличные виды, музыка, все такое прочее)… но в нем предельно простая фабула. Настолько простая и доходчивая, что теперь для того, чтобы снять антивоенный фильм, придется изрядно повыкручиваться, дабы не повторить Уира и избежать обвинений в эпигонстве.
Вы уж простите, но сейчас будет спойлер. Зато все сразу станет понятно.
На одном дыхании (на самом деле, на одном – да не совсем, и это один из редких минусов фильма) рассказывается история, как юный и перспективный австралийский бегун, одержимый идеями патриотизма, пытается пробраться на фронт (дело происходит во время I Мировой войны). В фильме мало рефлексии и разговоров, идет сплошное действие: вот он прощается со своими, вот его отшивает военкомат в виду несовершеннолетия, вот он едет зайцем в поезде, вот он пробирается через пустыню вместе с новообретенным товарищем, у которого выиграл состязание в беге (его играет Мел Гибсон), словом, происходит масса приключений. Вот он наконец садится на корабль и прибывает в Египет, где идут боевые действия. Создается отчетливое ощущение, что всё это что-то да значит и к чему-нибудь да приведет. На это намекают и массовки, собранные Уиром, и костюмы, и тщательно продуманный антураж. А потом начинается бой. Одна атака следует за другой. Настает время атаковать нашему герою. С криком "ура" он бежит вперед и тут же в упор огребает пулеметную очередь. Стоп-кадр. Конец фильма.
По-моему, это прекрасно. Концовка фильма сродни финалу телесериала "Твин Пикс" (на протяжении 30 серий несгибаемый агент Купер борется со злом, являясь для миллионов зрителей Надеждой и Светочем, чтобы в одночасье последней серии стать самому одержимым злом). Одним махом фильм, который состоит из одного только действия – целеустремленного движения героя на войну, превращается в бессмыслицу: всё было напрасно – и эти австралийские виды, и эти спринтерские забеги, и эти декорации. То есть, тут мы наблюдаем то самое пресловутое "единство формы и содержания". Ррраз! — и все обрывается: и форма, и содержание...