В главных ролях: Берт Ланкастер, Питер Ригерт. В ролях: Фултон Маккэй, Дэнис Лоусон, Норман Чансер, Питер Капальди, Рикки Фултон, Алекс Нортон, Дженни Сигроув, Дженнифер Блэк.
Награды: BAFTA — лучший режиссер. National Society of Film Critics Awards, USA — лучший сценарий. New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий..
Интересные факты о фильме:
Продажи саундтрека, написанного Марком Нопфлером, принесли больше денег, чем сам фильм.Версия для печати
Впервые я посмотрел "Местного героя" лет пятнадцать назад. Тогда, как и сейчас, стояли белые ночи. Фильм показывали поздно, и, когда он подошел к концу, за окном наступило раннее утро. В фильме, в одной из финальных сцен, тоже наступил рассвет, и там тоже было лето, только другое лето, шотландское. Из динамиков телевизора звучала космическая музыка Марка Нопфлера, наполняя собой комнату, и я тогда вдруг подумал, что если бы вдруг мне удалось превратиться в героя "Пурпурной розы Каира" и попасть внутрь фильма – не вудиалленовского, а этого, – то меня ждал бы сюрприз. Я бы с удивлением обнаружил, что музыка Нопфлера звучит повсюду: ее слышно над Атлантическим океаном, она разносится над берегом бухты, которую не могут поделить герои фильма, не меняя громкости она звучит над Хьюстоном, где в мгновении ока оказывается главный герой (вот только что он топтал шотландский песок, а вот уже стоит на балконе своей хьюстонской квартиры), словом, это такая музыка сфер, которая пронзает любую звукоизоляцию, повсюду обозначая свое присутствие, которое, несомненно, сродни божественному. То есть, Бог – это перебор струн.
В фильме рассказывается простая история о том, как работник американской нефтеперерабатывающей корпорации едет на север Шотландии, чтобы договориться с местными жителями о выкупе бухты. Местные жители потирают ладошки: на них свалилось неожиданное богатство. Деловые переговоры ведет местный бухгалтер, которому односельчане безоговорочно доверяют. Тот тянет время, чтобы набить цену. Американец вместе со своим коллегой из шотландского филиала корпорации "Нокс" несколько дней бродят по окрестностям, проникаясь охуенской местной природой и знакомясь с людьми. Их работа превращается в отпуск… и вот они уже влюблены в этот уголок, им уже не хочется, чтоб в заливе вознеслись буровые установки, а вместо милого поселения, где живут такие душевные люди, был поставлен индустриальный объект. Естественно, это их новое пожелание идет вразрез с пожеланиями местных жителей. А потом приезжает Самый Главный Босс и разруливает ситуацию.
Фильм Билла Форсайта – о "хороших людях". Хорошими людьми здесь являются все: шотландцы, русские, американцы. Говоря "хорошие люди", я сразу вспоминаю "Сонату о хороших людях" из картины Ф. Х. фон Доннерсмарка "Жизнь других", посвященную работнику "штази", в котором проснулась человечность. В случае "Местного героя" мы имеем дело с чем-то вовсе уникальным: вопреки сложившейся кинематографической традиции, Форсайт показывает корпорацию с человеческим лицом. Такого я нигде больше не видел. Тезис "бездушные капиталисты мешают нам жить" неожиданным образом приобретает здесь новое звучание, а то и переворачивается с ног на голову.
Фильм сказочный, лирический, трогательный, тонко поставленный, хорошо разыгранный. От слащавости его спасает ирония и чувство здорового юмора. Это определенно одна из тех редких картин, которые делают наш цыничный мир лучше.
Фильм, снятый по лекалам "Моря виски". Дело не только в месте действия (и там, и там — север Шотландии, берег моря); повторяются мотивы и целые важные сцены.
Ну вот, навскидку, то, что видно сразу. В обоих фильмах есть несколько действующих лиц из местных и из приезжих (среди которых один моряк), а все остальные местные составляют одно действующее лицо. Что соединяет местных, что связывает их в единый организм? Нетрудно сказать. В обоих случаях какой-нибудь порок. В случае "Моря виски" — жажда к, собственно, алкоголизму, в случае "Местного героя" — жажда к деньгам. То, что местные объединяются в какую-то человеческую многоножку, в обоих фильмах дает довольно большую часть комического эффекта (т.е. лулзов).
Далее, кульминационная, но довольно бессмысленная сцена — это местный праздник с традиционными кельтскими напевами. Далее, очень похожи декорации — такой шотладнский городишко, состоящий из одной улицы. Далее еще, может быть, что-то, но сейчас лень вспоминать. В общем, поверьте на слово, фильмы похожи, это дает мне основания их сравнивать не только с сюжетной, но и с кинематографической точки зрения и всяких частностей.
А с кинематографической точки зрения этот фильм гораздо хуже. Он гораздо длиннее и не такой забавный. Единственное, в чем он хорош — в том, что здесь очень хорошо чувствуется запах моря, соленый ветер на губах, капли на лице, зелень травы и вся такая хуйня. Я бывал в подобных местах, я знаю, о чем говорю, все так и есть, да. Из частностей — есть смешные шутки, например, в сцене с церковью, или с кроликом, или неплохой повторяющийся гЪг — всякий раз, как гость выходит на единственную в городке улицу, его чуть не сбивает с ног проносящийся мимо мотоцикл, так, что в итоге гость к нему уже привыкает.
Все остальное расстраивает. Фильм очень вялый, нет конфликта. Из ста четырнадцати минут ничего не происходит в течение первых примерно восьмидесяти. Ну, то есть, чуваки приезжают покупать землю у местных, они хотят ее купить, местные хотят ее продать, казалось бы, все желания совпадают. Фильм не обманывает интуиции зрителя, желания действительно совпадают. На восьмидесятой какой-то минуте все подписывают контракт и пляшут на танцах.
В этом месте зритель чувствует, что его наебали. Потому что — ради чего он тогда смотрел эти восемьдесят минут?
Потом конфликт все-таки намечается (т.е. полтора часа все-таки являются сетапом к последнему получасу). Находится старичок, который не хочет подписывать контракт, и его все уговаривают, даже прилетае глава фирмы из самой Америки. Но то, как разрешается этот конфликт — это стыдоба, мелодрама и похабство, лучше бы он никак не разрешался, было бы экзистенциально — вечные переговоры в хижине на берегу моря, в этом было бы что-то от Беккета.
(В фильме 1948-го года, замечу в скобках, и шутки тоже смешные, и конфликт сразу же обозначен, и абсурда побольше.)
Самое главное — фильм 1948-го года не устарел и, наверно, долго еще не устареет, а фильм 1983-го года устарел безнадежно. А все потому, что фильм 1948-го года не пытался изобразить "реальную жизнь" и не претендовал ни на что большее, чем быть просто комедией, а фильм 1983-го года был как бы "реалистичным".
Но реалии меняются.
Суть фильма в том, что нефтяная компания посылает чуваков купить для строительства НПЗ землю у бедных шотландских рыбаков. Для людей нашего времени давно понятно, как делаются такие дела — нефтяные компании плюют на права аборигенов и просто захватывают землю — так было и в Нигерии, и на Сахалине, и в Ханты-Мансийском автономном округе. Также для людей нашего времени немыслимо представить, чтобы компанией управлял один человек, чтобы он принимал стратегические решения без согласования с советом директоров, при этом только бы и делал, что сидел в своем кабинете, принимал психологов, смотрел в телескоп и мечтал о звездах. Да, ходил бы без охраны, спонтанно менял свои решения и бухал со стариком с пляжа. Ситуация фантастичнее, чем соблюдение шотландцами субботы. Такого нет ни сейчас, ни, конечно, такого не было в 80-е.
Эта многочисленная ложь могла быть оправдана тем, что изначально никто и не собирался снимать правду. Типа, фильм изначально не претендовал на правдивость. Однако это неправда: довод разбивается правдоподобностью, хотя и некоторой абсурдной преувеличенностью, других сцен — ну, там всяких танцев в местном клубе, соленого ветра на губах и прочей хуйни. В общем, ситуация с ложью тут ровно такая же, как она описана в моем отзыве на "Страну приливов" — при всей несхожести антуражей, сюжетов и пр.
Мне лень писать про все остальное — это же разделка, в конце концов, авось кто-нибудь напишет и про музыку Нопфлера, и про туман, который, являясь равновесным состоянием между двумя или тремя агрегатными состояниями одного вещества, предшествует многим инициациям (кстати, моей недавней в том числе; или вот можно вспомнить "Знак обнаженного меча" Джослина Брука (но перевод говенный, читайте лучше оригинал)) — а если не скажет, то и ладно. Самое важное-то я уже сказал.
Фильм про человека, оторвавшегося от бизнеса в шотландской глубинке, который должны смотреть люди лет так сорока, я же для него чувствую себя слишком буйной. Вова анонсировал "Местного героя" как комедию, но вот что интересно — в фильме вообще нет ни одного открыто смешного момента. Т.е. там есть немного абсурда, немного "милых" чудаковатых граждан, немного стариковской попытки показать эксцентричность, но всего этого недостаточно, чтобы вызвать хотя бы тень улыбки. Особенно пахнет нафталином эдакая простонародная озабоченность сопровождающего героя глуповатого парня. Для меня "Местный герой", несмотря на красиво снятое побережье, чересчур старомоден, пуст и скучен.
Сюжет таков — молодой представитель нефтеперерабатывающей компании приезжает в небольшое поселение на берегу моря, чтобы выкупить землю у владельцев. На земле собираются построить крупный завод. Герой выполняет свою работу, жители уже готовятся стать богатыми, но дело запинается о старика, который пляж продавать не хочет. К тому же и сам герой, выпав из рабочего ритма на побережье, собирает раковины, наблюдает за людьми, разговаривает с рыбаками и перестает относиться к делу так уж серьезно. Параллельно владелец конторы тяготится своим положением и хочет открывать кометы. На мой взгляд, его линия вообще лишняя.
"Местный герой" — это один из тех фильмов, которые мы никогда бы не посмотрели, если Вова не вытащил его из небытия. А, там снимается Берт Ланкастер, но что нам Берт Ланкастер.
Вот классический пример комедии, в которой не хватает смеха за кадром. Причём, знаете, вовсе не потому, что фильм плох, или в нём нет шуток. Нет, шутки в нём есть и довольно неплохие — хотя я лично засмеялся лишь один раз, когда главный герой спросил "Чей ребёнок?", и все стали недоумённо переглядываться. Смеха за кадром не хватает потому, что это единственное, что не даст зрителям уснуть.
Честно должен признаться: я понятия не имею, из какой бабушкиной шухляды Вова умудряется доставать эти шедевры старины глубокой. "Местный герой" — очень странная картина. Сюжет закручен вокруг деревушки на шотландском побережье, которое хочет выкупить крупная нефтяная компания, чтобы построить там наливной терминал. Компания посылает мужика с фамилией "МакИнтайр", чтобы он, как свой, шотландец, договорился с "местными" (мужик на самом деле не шотландец, но в сюжете это практически никак не обыграно). Мужик приезжает в деревню вместе с недотёпистым напарником, и начинает переговоры с ушлым бухгалтером, который от имени всех жителей посёлка старается набить цену.
Первые полчаса фильм вполне пристоен, в нём целый набор практически сюрреалистических эпизодов, хорошие повороты, смешные, непопсовые шутки. Но дальше, после того, как главный герой начинает торговаться с бухгалтером, фильм вдруг замирает. За всю последующую картину в картине произойдёт аж три события, которые можно было бы назвать частью сюжета. Всё остальное — наблюдения за суровой шотландской природой и диковатым комедийным бытом суровых шотландских жителей. Практически полтора часа история стоит на месте.
Смотреть это совершенно невозможно. Начиная с какого-то места я начал нервно ёрзать на стуле (я, вообще-то, лёжа смотрю, но вы поняли идею), и поминутно смотреть на часы. Давно не помню, чтобы время тянулось так медленно. У меня было искреннее ощущение, что стрелки часов меня дурачат: идут вперёд, когда я на них смотрю, и, как только я отвожу взгляд, начинают бытро откручиваться назад, как электросчётчик моего соседа с первого этажа, в который тот засунул мощный магнит.
В фильме умопомрачительное количество просранного потенциала — шуток, которые должны были бы быть в этом месте, но их не вставили, или вставили слишком простые в месте, где можно было бы вставить сложные, или где должны были бы быть красивые повороты, но вместо этого — ничего... Обидно. Мог получиться шедевр.
Обижался с вами за неполучившиеся шедевры Дядька Димка.
P.S. Отдельно скажу про музыку Марка Нопфлера. У Нопфлера вмегде охуенно получалась ненавязчивая музыка. В этом фильме она настолько ненавязчива, что я вообще не заметил, была в фильме музыка или нет (кроме одного момента, на празднике), и узнал о ней из титров.