Режиссер:
Питер Уир. Сценарий: Питер Уир, Джон Колли (по роману Патрика О'Брайена), Оператор: Рассел Бойд, Композиторы: Айва Дэвис, Кристофер Гордон, Ричард Тоньетти.
В главных ролях: Рассел Кроу, Пол Беттани. В ролях: Джеймс Д’Арси, Эдвард Вудалл, Крис Ларкин, Макс Пиркис, Джек Рэндалл.
Награды: 2 "Оскара" — оператор, монтаж. 3 приза от BAFTA — художник, костюмы, звук. Satellite Awards — лучший визуальные эффекты, лучший звук. ASCAP Film and Television Music Awards — ASCAP Award. Cinema Audio Society, USA — выдающийся звуковой монтаж. Evening Standard British Film Awards — лучший актер (П.Беттани), самый многообещающий новичок (М.Пиркис). London Critics Circle Film Awards — лучший фильм, актер (П.Беттани), сценарий. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший монтаж звука. National Society of Film Critics Awards, USA — оператор. Screen Music Awards, Australia — лучший саундтрек. Visual Effects Society Awards — выдающийся композинг в сцене шторма. Young Artist Awards — лучший юный актер..
Интересные факты о фильме:
Для того чтобы актеры, играющие членов команды корабля, сильнее сплотились, Рассел Кроу организовывал регулярные игры в регби. Кроме того, для разных экипажей были предусмотрены разные жилые помещения, устроенные по типу джентльменских клубов, причем в них не было ТВ. В эти квартиры не мог войти никто посторонний без специального приглашения. Они назывались "The Monkey Bar".
Все актеры прошли двухнедельную специальную подготовку в летнем лагере, где учились вязать канаты, заряжать и стрелять из пушек, биться на шпагах.
Вместо Беттани мог сыграть Ральф Файнс.
В процессе производства картины, использовалось примерно 2000 костюмов.
Съемочный процесс составил около 100 дней на студии Байя в Мексике, и только 10 дней в море (в частности, Уир снял настоящий тайфун).
Рассел Кроу самостоятельно исполнил большую часть игры на скрипке. Позже, он признался, что обучение стало самым сложным, что он когда-либо делал для фильма.
Для исследования своей роли Пол Беттани отправился в Королевский колледж хирургов в Лондоне, чтобы обучится использованию хирургических инструментов 18-го столетия.
В соответствии с письмом Обри к своей любимой, действие картины происходит в 1805 году.
"ХХ век — Фокс" выкупила корабль "Роза", игравший "Сюрприз", за 1,5 миллиона долларов.
На съемочной площадке постоянно присутствовали два консультанта-историка.
Миниатюры "Сюрприза" и "Ахерона" были построены на практических семинарах студии Weta в Новой Зеландии.
Рассел Кроу имел придирки к первоначальным вариантам сценария, поэтому отнес скрипт Акиве Голдсману, чтобы тот отлакировал.Версия для печати
Не помню, чтобы я зачитывалась в детстве Стивенсоном или Верном. "Детей капитана Гранта" я даже откровенно ненавидела — скорее всего, за объем. Сейчас я люблю фильмы, в которых есть красивые наряды и женские истории. Поэтому абсолютно необъяснимой выглядит моя внезапно вспыхнувшая страсть к "Хозяину морей". Это герметичный рассказ, где нет ничего кроме моря, корабля и толпы разнообразных мужиков. За что, спрашиваю я себя, за что? И сама же себе отвечаю: Юля, этот фильм – точный выстрел в сердце мужицкой части твоей сущности. Настолько точный, что я теперь прекрасно понимаю, чем была движима Надежда Дурова, превращаясь из девицы в кавалериста. Она, бедняжка, желала свалить из мира унылых материальных частностей в мир прекрасных абстрактных идей, где можно жить, страдать и умирать как бы понарошку, играючи, и пребывать при этом в неиссякающем золотом ореоле. Да, именно так мы, романтические женщины, представляем себе героический мужской мир. Мы наводняем его изящными вещицами, красивыми пейзажами, вымышленными существами и литературными словами, и желаем видеть капитана не абы как, а гордо подбоченившимся на вершине грот-мачты, и чтоб его шейный платок развевался на морском ветру, а корабль бы несся в самый эпицентр невыразимых природных великолепий, например, вслед закату.
Сейчас я слегка поясню, в чем там дело, а потом снова пущусь в рефлексии. Всё происходит в начале 19-го века, когда Наполеон короновался, вконец оборзел и понаписал всем странам наглых писем – мол, сдавайтьесь, куль-молли, а то я вас разньесу вдръебезги пополам и порабощу страшным порабощеньем. В ответ на это письмо Англия выслала Наполеону масштабную фигу с маслом голубиной почтой, а чуть позже морским сообщением отправила капитана Джека Обри на корабле ее величества "Сюрприз" присмотреть за тем, как Наполеон на эту фигу отреагирует. Собственно, фильм начинается с того, как на "Сюрприз" из тумана внезапно выходит французский корабль "Ахерон" и ахерачит так, что от "Сюрприза" остаются одни снасти. Внимательный зритель обалдевает от операторской работы и монтажа и с восхищением ждет – как же капитан Джек отреагирует на это безобразие? Капитан Джек оказывается тот еще самодур, и велит чинить корабль прямо на воде. Команда, конечно, в шоке, но за работу все принимаются радостно, будто дети за новую игру. Вот оно, очарование безбашенности Джека Обри. Когда все марсели и стаксели снова занимают свои законные места, Обри с собачьим энтузиазмом бросается на поиски "Ахерона", и, как было сказано в фильме, эти поиски имеют отношение не столько к королевскому приказу, сколько к уязвленному самолюбию.
Такая завязка. Если раскладывать фильм на запчасти, то получится пирамидка: база повествования – погоня "Сюрприза" за "Ахероном", средняя часть, антуражная – специфика жизни на корабле и всякие соответствующие случаи и ритуалы, и верхняя нота, моралистическая – личные отношения капитана Обри с корабельным доктором Мэтьюрином. Обри и Мэтьюрин абсолютно разные по характеру, с совершенно несхожими целями, однако только они на этом корабле друг другу ровня и имеют право высказываться в глаза. В итоге получаются те самые споры, из которых неизбежно рождается истина, и именно от этой истины зависит жизнь корабля. Хулиганские выходки и задушевные разговоры дружков О. и М. – это не только неотъемлемая часть повествования, но и дань уважения автору романа, командору Патрику О’Брайену, который написал о приключениях своих героев аж двадцать томов. Это, кстати, феномен: в тот век, когда людишки желали исключительно острых ощущений от детективов и триллеров (потому что сама жизнь постепенно делалась все страшнее и непредсказуемей), писатель выбрал себе вот такую немодную тему и следовал ей всю жизнь. Ну какой кому интерес в этих стеньгах? А вот гляди ты.
Что касается базиса, тут все ясно. Война все-таки, и по романтическим правилам ведения боя надо догнать и как следует вздуть друг дружку, чем корабли и занимаются на протяжении всего фильма. Зато средняя часть – это именно то, ради чего Питер Уир взялся снимать "Хозяина морей". Человек перед лицом стихии. Человек в замкнутом пространстве. Человек в опасности. Человек и его суеверия. Этот заповедник очень широк, разбежаться есть где. И в этой части главным героем выступает вовсе не харизматичный Обри, так как он – статичный персонаж, сложившийся, с готовой и прекрасно работающей системой знаний и навыков. Тут нас с Питером Уиром интересуют два мичмана: тридцатилетний Холлом и мальчик Блэкни. К моему дурацкому удивлению, по-английски мичман – midshipman, и это чудесным образом укладывается в угадываемый мною контекст. Полуморяк, из которого пока не ясно, что получится. Холлом и Блэкни должны предъявить зрителю пресловутое становление личности через испытания, они – персонажи динамические. При этом один из них прогрессирует, другой самоуничтожается, и это происходит абсолютно вопреки сухопутной логике. Что такое подросток-инвалид по сравнению со взрослым и абсолютно здоровым человеком в условиях военных действий? Ничто. Но в итоге маленький однорукий мистер Блэкни во время боя удостаивается заслуженной чести принять на себя командование кораблем, а унылый мистер Холлом, которого матросы прозвали Ионой, сводит счеты с жизнью глухой ночью во время мертвого штиля. И это никак не объяснить. Причины очевидны, но абсолютно невыразимы, так как не могут, не должны быть определены банальностями. В этот раз скала не пожирала девочек, и волна не смывала человечество, а все равно – тайна и страшновато. А Питеру того и надо.
В фильме полно трагедий, смертей и адского труда в кошмарных условиях. Но при этом много смешного, и даже трогательного. То Обри в кают-компании за ужином ржот, мол, выпьем за жен и любимых – чтоб не встречались, или травит байки про своего кумира – адмирала Нельсона. То доктор устраивает на палубе удалое анатом-шоу, проводя на глазах у обалдевших матросов операцию-трепанацию. Иногда в одну секунду всё, включая курс корабля и зрительские эмоции, меняется на свою диаметральную противоположность, а еще через две секунды — обратно. Я рада, что этот фильм не из тех, которые можно смотреть с любого места, проспав полчаса в середине. Он располагает к тому, чтобы в нем некоторое время пожить. Для впечатлительных особей, наподобие меня, "Хозяин морей" хорош тем, что вдохновляет на работу. И плох одновременно, потому что при отсутствии четкой цели навязывает отчаянное желание куда-то поехать и во что-то ввязаться (вспомним Надежду Дурову). Это фильм-действие, и он должен взывать к действию и вызывать действие – осмысленное, эгоистичное, результативное. Берегись, на море нет места слабакам, и помни, что последний стежок делают через нос. Очень рекомендую смотреть "Хозяина морей" перед принятием решения о деле, требующем многих сил – скажем, о ремонте, о дальней поездке или о выносе пианино. А я тем временем иллюстрирую этот текст кадром из фильма с изображением единственного женского персонажа, чье появление заняло около двух секунд экранного времени. Ну не интрига ли...