Впрочем, МакГрегора, играющего пидораса, я уже видел в странной, но смешной комедии "Я люблю тебя, Филлип Моррис", а вот Бэйл в роли затюканного педика – это действительно неожиданно.
Фэнтезийная картина Тодда Хейнса посвящена эпохе глиттера и глэм-рока (начало 70-х). И, в общем-то, понятно, чем эта эпоха привлекает Тодда Хейнса, никогда не скрывавшего своей нетрадиционной ориентации: в начале 70-х бисексуальность не только стала простительной. Она вошла в моду. И проводниками этой моды были как раз глэм-рокеры.
Картина сделана весьма изобретательно. Поскольку одним из прототипов героев фильма является Дэвид Боуи (ну, все в курсе, что "Velvet Goldmine" – название песни Дэвида Боуи, написанной в 1971 году), то режиссер занятно обыгрывает сценический имидж Боуи, в начале 70-х изображавшего из себя андрогинного пришельца со звезд. В прологе фильма дается картина викторианской Англии. Над Лондоном крутится летающая тарелка. Пришельцы подбрасывают своего ребенка людям. Ребенка усыновляют и дают имя Оскар. А фамилия его – Уайльд. К распашонке ребенка прилеплен инопланетный значок. Когда в школе проводится опрос: "Кем ты хочешь стать?", Уайльд поднимается из-за парты и четко отвечает: "Поп-идолом!"
Проходит сто лет. Утонченного подростка по имени Брайан Слейд (это имя является составным: "Брайан" — от Брайана Ино, "Слейд" — от "Slade"), метелит толпа одноклассников. Он лежит носом в землю и находит возле канализационного люка вмятый в землю инопланетный значок Оскара Уайльда. Так Брайан становится преемником Уайльда. Поп-идолом. Его музыкальные выступления собирают многотысячную аудиторию. Но в 1974 году, когда Слейд достигает пика славы, его карьера внезапно обрывается. Во время концерта неизвестный человек стреляет в него из пистолета, и Слейд погибает.
Проходит еще десять лет. Журналисту "Геральд Трибьюн", которого как раз и играет Кристиан Бэйл, дается задание написать юбилейную статью о Брайане Слейда, потому как бытует распространенное мнение, что убийство было фиктивным. Бэйл едет в Нью-Йорк, встречается с людьми, которые близко знали Слейда, и с их помощью погружается в прошлое. Кстати, жену Слейда играет Тони Коллетт, внешне очень похожая на Риса-Майерса. Точно так же жена Боуи Анжела внешне была очень похожа на самого Боуи.
Где-то с середины фэнтезийный запал режиссера угасает; становясь заметно скучнее, фильм выруливает в русло обыкновенного (хотя в данном случае и вымышленного от начала до конца) байопика о творческой личности, которая чем ярче горит, тем скорее гаснет. Неуемное потребление наркотиков, чрезмерно веселая жизнь выхолащивают силы Слейда, вгоняют его в меланхолию и депрессию. Поэтому он подстраивает собственную смерть, чтобы уйти со сцены не просто в зените славы, но превратившись в трогичезкую легенду.
В фильме звучат неплохие песни, а также Хейнс снял отличный видеоклип на "песню Брайана Слейда", который органично вписывается в видеоряд кинокартины, яркой, пестрой, по-настоящему глэм-роковой, и в то же время не лишенной грустной, печальной интонации, которая неизбежно появляется, когда обращаешься к давно минувшим временам.