Режиссер:
Сергей Михайлович Эйзенштейн. Сценарий: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Илья Кравчуновский, Валериан Плетнев, Операторы: Василий Хватов, Владимир Попов, Эдуард Тиссэ, Художник: Василий Рахальс.
В главных ролях: Максим Штраух, Григорий Александров, Михаил Гоморов, А. Иванов. В ролях: Иван Клюквин, Александр Антонов, Юдифь Глизер, Анатолий Кузнецов.
Награды: Международная выставка декоративных искусств в Париже — Золотая медаль..
Интересные факты о фильме:
"...Мне как директору 1-й фабрики, ответственному за выдвижение нового режиссера, пришлось дать дирекции Госкино письменное поручительство в том, что картина "Стачка" не будет положена "на полку". Дело осложнялось тем, что вокруг этой постановки шли оживленные споры как непосредственно в кулуарах фабрики, так и вне ее. У Эйзенштейна, как у лефовца, были враги и друзья. Правление Пролеткульта в лице Плетнева зорко следило за каждым его производственным шагом. Правление Госкино боялось, чтобы Эйзенштейн из сценария "Стачки" не сделал бессюжетный монтаж аттракционов." (Борис Михин "Первое знакомство").Версия для печати
Действие фильма, состоящего из шести глав, происходит в дореволюционное время в одном из сотен типовых российских индустриальных городков, где основным источником дохода является крупное промышленное предприятие. Сначала описывается тяжелый труд и мрачный быт заводских рабочих. Они только подумывают о переменах. Во второй главе появляется повод для стачки – самоубийство рабочего, несправедливого обвиненного в краже микрометра. Следуя принципу, озвученному Ленином: "Сила пролетариата – в организованности", рабочие устраивают массовую забастовку. Имеется даже скромный акт праведного насилия: рабочие сажают мастера и управляющего, обвинивших рабочего в воровстве, в тачку, демонстративно везут через заводской двор и сталкивают в мелкую речушку.
Забастовка продолжается. Рабочие голодают, жены ругают мужей, распродают на базаре вещи, чтобы прокормить детей; директор завода и аукционеры терпят убытки… словом, конфронтация между двумя полюсами затягивается, а разрешения ситуации не предвидится. Рабочие составляют список требований: "8-часовой рабочий день, а для подростков – 6-часовой; увеличение заработной платы на 30%; вежливое отношение администрации к трудящимся". Руководство подтирает этой петицией задницу. Единственная уступка, на которую они могут пойти: "Администрации завода может быть рекомендовано вежливое обращение с рабочими в случае их беспрекословного подчинения администрации". Провокаторы, находящиеся на службе у руководства, сговариваются с местным криминальным авторитетом. Шпана грабит и поджигает казенную винную лавку во время мирной демонстрации рабочих, что даёт повод вступить в дело полиции. С помощью конных полицейских и пожарных демонстрация разогнана, а из областного центра вызваны войска, которые уже на "законных основаниях" устраивают форменный беспредел, потопляя рабочий район в крови.
Дебютный фильм Эйзенштейна "Стачка" поражает воображение. Он нарушает вековые традиции, по которым прежде неизменно строились повествовательные произведения, и в то же время прорицательски постулирует правило, по которому будет сниматься кино в начале XXI века (Это не просто "монтаж аттракционов", это "монтаж аттракционов" в ураганной клиповой манере).
Снимая классическую трагедию, в которой герой бросает вызов всесильным силам (богам) и в финале терпит поражение, молодой режиссер отказывается от образа классического героя. Трагическим героем Эйзенштейна становится не отдельно взятый человек, а пролетариат как таковой; у этого героя сотня закопченных ликов. Но хотя судьбы различных "аватаров" пролетариата сложатся по-разному, они не утратят тождественности друг другу. В произведении появляется особая внутренняя логика: этот "составной" трагический герой — вовсе не герой (сын бога и человека), а низверженный бог. Поэтому он терпит лишь временное поражение. Фильм заканчивается интертитром: "Пролетарий! Помни". "Стачка" — это воспоминание восставшего и, наконец, победившего бога по имени Пролетариат.
"Стачка" не настолько бездушна и обезличена, как третья картина Эйзенштейна "Октябрь", в которой самым запоминающимся персонажем оказывается мертвая лошадь, которую сбрасывают с моста. Все-таки в "Стачке" незаинтересованный зритель включен в действие: эффект сопереживания, пусть и достаточно скромный, достигается за счет того, что некоторые персонажи появляются в кадре чаще одного раза (то есть, в некотором смысле, к ним привязываешься).
Безусловно, Эйзенштейн снимал в высшей степени формалистское кино, при этом демонстрируя большую постановочную изобретательность. История стачки фонтанирует экспрессией, на протяжении 90 минут идёт безостановочное жонглирование ракурсами и планами. Технически фильм снят так же совершенно, как "Последний человек", но за счет своей глобальности абсолютно подавляет фильм Мурнау. Буйное, энергичное кино, в котором режиссер ловко управляет массами, а также не гнушается гротеска и даже сюра. В контекст вписаны оборотни ("наружные наблюдатели", состоящие на службе администрации завода, не просто сливаются с толпой, тем самым демонстрируя оборотническую суть. Они эту суть демонстрируют буквально. Скажем, человек по прозвищу "Сова" похож на сову как повадками, так и внешне. Кадр, изображающий крупным планом "Сову", плавно перетекает в кадр с настоящей совой, а одной из локаций фильма является зоомагазин). Есть и другие занятные штуки вроде оживающих фотографий, что уже напоминает даже не кино, а авангардный театр. Но есть также и поразительные житейские зарисовки "вынужденного выходного дня", когда темп картины замедляется, и взгляд камеры из острого и резкого превращается в мягкий, дымчатый. Впрочем, последнее случается крайне редко…