После психопатической феерии "Сингапурского слинга" было невозможно не посмотреть еще один фильм Николаидиса. Учитывая, что в авторах сценария числятся Чандлер, Филип Дик и Дафна ДюМорье, можно сразу сказать, что у грека правильные ориентиры. "Утренний патруль" оказался совершенно иным по тональности — это малобюджетный фильм про странствия одинокой женщины по пустому миру, в котором кинотеатры все еще показывают фильмы, редкие мародеры нападают на людей, а Утренний Патруль забирает всех. Ее монолог и тревожная, плывущая музыка составляют основное наполнение фильма. Она ищет город Мендель, но, возможно, его не существует. Медитативная, очень медленная работа в духе советских постъядерных картин.
К моему удивлению никаких девиаций в фильме нет. Николаидис тонко чувствует нуар, но здесь чересчур сильны трагические ноты, поэтому виды брошенного города и машин теряют свой колорит. В "Утреннем патруле" присутствует определенная надломленная, туманная красота, в нем все умирают и все умирает, кинотеатры становятся ловушками, проявивший милосердие герой долго и мучительно извивается на полу. Фильм очень многозначителен, хотя иногда в нем чувствуется и ирония. Скажем, меня впечатлила сцена нападения на героиню под Put the blame on me Риты Хейворт. Пока женщина сидит и смотрит на экран, похожие на мутантов, изломанные враги в масках ползут под стульями, чтобы наброситься на нее. Она открывает глаза, голая и заваленная пленкой, а Хейворт в этот момент говорит: "I changed my mind". Отличная сцена.
Чтобы выбраться из города, полного ловушек и течей, женщина вступает в союз с мужчиной из Утреннего Патруля, и ее монолог заменяется его монологом. Она берет его в заложники, но на деле это отношения двух героев-одиночек, которые увлечены поисками самих себя. И если до этого момента фильм звучит как типичный малобюджетный постъядер восьмидесятых, то после начинается вариация на тему нуара. "А если меня убьют, кто тебя выведет?" "Тот парень, что убьет тебя".
Довольно любопытный, хоть и заторможенный гибрид, полный разрушенных зданий и мрачных переходов, ненужного самопожертвования и печального пафоса.