Тот редкий случай, когда мне совершенно нечего сказать по поводу фильма. Да и что тут скажешь. "Юнайтед" сделан добротно, как и любой другой телевизионный фильм производства “BBC”. Ну, а поскольку я люблю футбол, смотреть фильм было интересно вдвойне. Картина историческая и, отчасти, биографическая. Легендарный Бобби Чарльтон, будучи в середине 50-х совсем молодым футболистом (но не моложе остальных игроков), прозябал три года в дубле "Манчестера Юнайтид" – клуба, названного "лучшим английским клубом со времен войны", клуба, состоящего исключительно из молодежи. Потом Чарльтону дали шанс, и он забил в дебютном матче два гола. Кстати, футбольных матчей в фильме показано не будет, в виду его бюджетности. Будут показаны подтрибунные помещения, пабы, пустые улицы. Команда решает принять участие в "Кубке европейских чемпионов", хотя этот турнир не котировался в Англии, стране, сконцентрированной на внутреннем чемпионате. Официальные органы чинят препоны: не хотят переносить внутричемпионатные игры "Манчестера" на другое время. Тогда тренер команды фрахтует частный самолет, чтобы поспеть после матча с "Црвеной звездой" на игру в английской лиге. Ну, а потом происходит то самое событие, о котором продолжают говорить и по сей день: самолет разбивается, и суперкоманда гибнет почти целиком.
Нельзя сказать, что фильм представляет собой что-то оригинальное или что-то выдающееся, но постановка осуществлена мастерски. Неспешный ритм, приглушенные краски и тона, использование в кадре пседодокументальной хроники (игроки наблюдают на экране за собой) – всё это складывается в мозаичную картину печали и растревоженного забвения.
Фильм, основанный на реальной, и весьма неординарной истории, обещал быть как минимум неплохим. История — что-то вроде драмы нашего савецкава "Пахтакора", с той только разницей, что "Пахтакор", не смотря на трёхлетнее место в высшей лиге, ничего больше в футболе не добился (вот щас проверил по википедии, и выяснилось, что соврал — в 2007 Пахтакор завоевал Кубок чемпионов Содружества), а "Манчестер Юнайтед", почти все игроки коротого или погибли или были тяжело травмированы после катастрофы, умудрился в том же году выйти в финал Кубка Англии. Вот как раз историю того, как пацаны за неделю восстановили погибшую команду, нам и должны были рассказывать.
На деле это оказалось телевизионное взглядовое кино, то есть основным содержанием картинки фильма являются различные взгляды персонажей, преимущественно, друг на друга. Телевизионность видна хотя бы в том факте, что показывая фильм о парнях, которые играли в футбол, и попали в авиакатастрофу, нам не показывают ни футбола, ни катастрофы. То есть, в принципе, когда тебе показывают какун какого-то важного события, потом крупным планом показывают, скажем, падающую из крана каплю, а потом тебе показывают следующий кадр — и событие уже свершилось, это нормальный кино-приём, вполне применимый даже в блок-бастерах. Но когда тебе показывают таким образом одно важное событие, потом второе, третье — ты начинаешь подозревать подвох. Кажется, что ты пришёл посмотреть боксёрский поединок, а тебе вместо этого показывают лица зрителей, и разные диалоги, происходящие за кулисами.
В целом, всё это воспринимается, как масштабное, и хорошо сделанное наебалово. Или как дипломная работа начинающего мастера. Но на настоящий полнометражный художественный фильм зарубежного производства, увы, нихуя не похоже. Куда смотрит партия и Ленин?
Наверняка были и другие, но они не задержались в памяти, если не считать фильм, где играл Эрик Кантона. В "Юнайтеде" футбола почти нет, и это его основной недостаток. Фильм рассказывает о трагедии в истории "Манчестер Юнайтед" — о группе молодых футболистов, выигравших чемпионат Англии и разбившихся на самолете по пути домой из Европы. Фильм снят для своих, поэтому вместо футбола в нем много одухотворенных лиц молодых людей, печали и пафоса. Это не совсем то, чего я ожидаю от фильма про футбол, — мне подавай горячую игру, опасные моменты, битву за мяч и дикий азарт. Т.е. если ты готов разделить тоску об умерших молодых дарованиях и гордость за тренера, не сложившего после этого руки, то это твой выбор, бро, но если ты хочешь фильм о настоящем футболе, то проходи мимо.
Отдельным бонусом "Юнайтеда" является то, что в роли тренера снялся Теннант. Это серьезная заявка для таких поклонников "Доктора Кто", как я, но даже его жизнеутверждающая ухмылка не сделала фильм запоминающимся. Единственная сцена, которая меня проняла, — это спортзал, в котором стоят гробы с футболистами. Целый спортзал гробов — это то еще зрелище для тренера, который любил их, как родных.
Но вот что интересно: футбол раньше не то что оставлял меня равнодушной, он вызывал отвращение и намертво ассоциировался с толстыми мужиками с пивом и ебанутыми болельщиками "Зенита". Однако после того, как моим другом стал парень, для которого футбол, — это самое интересное занятие на свете, я начала задумываться о том, что, может, футбол не так уж и плох, если хороший человек может стремиться туда каждый день, вписываясь в игры с самыми разными командами просто потому, что его прет игра. Прошлым летом я преодолела свое внутреннее табу — и отправилась посмотреть, как он играет. Я не понимала в футболе ровным счетом ничего. Я пришла туда первый раз в жизни. Но уже к середине я азартно вопила, мне хотелось, чтобы моя команда победила, мне хотелось еще. Вот она, сила личности. Теперь футбол ассоциируется у меня совершенно с другими вещами, и мне кажется, так гораздо лучше.
А "Юнайтед", кстати, просрал "Барселоне", так что им нехудо бы собрать новую команду вундеркиндов.