Во второй декаде ХХ столетия шведская индустрия была одной из наиболее развитых киноиндустрий в Европе. И не последнюю скрипку в этом оркестре играл актер и режиссер Виктор Шёстрём. Один из его самых известных фильмов, "Горный Эйвинд и его жена" (до 1987 года считавшийся утерянным), был снят в 1918 году. Эта мелодрама поставлена по роману исландского писателя Йохана Сигурйонссона. Действие происходит в 17 веке. Шёстрём играет бродягу по имени Кари, который оседает в усадьбе, принадлежащей богатой вдове Халле. Забавно обставлена сцена знакомства. В огромном темном помещении, где вместо деревянного пола – песок, сидит куча работников. На второй этаж нужно поднять сундук. Мужики сидят, чешут репу: как это сделать? Приходит Кари и, взвалив сундук на плечо, поднимает его по лестнице наверх.
Местный бейлиф, влюбленный в Халле, намерен на ней жениться, чтобы расширить свои территории. Но вдова влюбляется в Кари. Вскоре выясняется, что Кари – беглый вор, чье настоящее имя – Эйвинд. Чтобы прокормить свою большую семью (Исландия 17 века – горная, холодная, голодная, безработная страна), как-то раз зимой он стырил у пастыря барана. Бейлиф и местные мужики преследуют Эйвинда, а Халле, аки Франциск Ассизский бросает все свое имущество и отправляется за ним в горы, где влюбленных ждет немало испытаний.
Говоря об успехах шведской индустрии, у нас имеется, с чем сравнить фильм Шёстрёма. Годом позже на экраны Америки выйдет картина Эриха фон Штрогейма "Слепые мужья", породившая моду на "горные мелодрамы". "Слепые мужья" — фильм дорогой, однако "Горный Эйвинд", картина с гораздо меньшим бюджетом, сделан намного техничнее. Натурные съемки, каскадерские трюки (Эйвинд поскальзывается и зависает над пропастью, держась за чахлое деревце), ряд сцен отличается высокой драматичностью, хорошо передано ощущение пространства (чего нет и в помине в фильме Штрогейма).
И все же в обоих фильмах самое лучшее – это игра актеров, которые по совместительству являются и режиссерами. Несмотря на разные амплуа (Штрогейм играет чуть ли не комическую роль, а Шёстрём – однозначно трагическую), их игру объединяет психологическая достоверность, что является редкостью для немого кино 10-х годов.