Режиссер:
Юрий Кара. Сценарий: Юрий Кара, Оператор: Евгений Гребнев, Композитор: Альфред Шнитке, Продюсер: Владимир Скорый.
В главных ролях: Николай Бурляев, Валентин Гафт, Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Виктор Раков. В ролях: Сергей Гармаш, Лев Дуров, Александр Филиппенко, Сергей Никоненко, Леонид Куравлёв, Владимир Стеклов, Виктор Павлов, Александра Захарова, Наталья Крачковская, Игорь Верник, Борислав Брондуков.
Интересные факты о фильме:
Дорогостоящий проект ($15 млн.) "Мастер и Маргарита" инвестировала компания "ТАМП", которая в 1995 году отказалась выпускать фильм на экраны, ссылаясь на необходимые доработки. Не имеющий копий фильма режиссер Юрий Кара потребовал судебного разбирательства. Начался громкий процесс, в июне 1999 года Московский городской суд признал обладателем всех авторских прав на фильм компанию "ТАМП". Президент фирмы Владимир Скорый заявил, что фильм еще не готов и вскоре будет сделан перемонтаж с другим режиссером. Хранение пленки было доверено начальнику службы безопасности "ТАМПа" Валерию Тарасову, который после того, как их надежно спрятал, внезапно умер.
Так же имеется телевизионная версия (125 минут) и телесериальная (240 минут).Версия для печати
Я очень уважаю и даже люблю Михаила Афанасьевича, он ведь гений, а это стыдно прямо как-то – гения не любить. Однако же я всегда заявляю, что каждый гений суть говнюк, и либо ты с этим миришься, либо сразу стреляешься в голову. Ясное дело, вы не понимаете, к чему я это говорю. А я объясню. Был Булгаков о трех жён. Смысл же всех жён был – гения до поры опекать, а потом отползать, чтобы осколком не задело. Первая, Таня, провинциальная и тихая, его от морфия вылечила, от смерти спасла, а он ее бросил. Вторая – Люба, милая и бойкая, вытащила писателя в свет и подарила уйму связей и сюжетов. А заодно познакомила с третьей. Любу Михаил Афанасьич тоже бросил. Сказал, что она его задушила любовью своей ко всем и вся, надоело. Третья – отбитая чужая жена Лена, гостей в дом не водила, супы варила и соблюдала уважительную тишину. Лену бы он тоже бросил, когда ему движухи захотелось бы, но не успел, ибо помре. Ну не говнюк ли? Истинный.
Так я продолжу. Видите ли, потомки последней жены Булгакова, женщины Лены, будучи сами, извините за выражение, Шиловским и Писарчиком, решили пойти по стопам Бриков и заявить о себе через человека, к которому не имеют ни малейшего отношения, разве только у них на кармане справка от жилконторы о том, что Миша с Леной были муж и жена. Потомки придумали, что через Лену они стали владельцами "Мастера и Маргариты", и принялись запрещать Каре показывать фильм. Потомков, кстати, можно понять. Раз было три жены, то Маргаритство можно приписать любой из них. У одной были вьющиеся волосы, у другой глаз косил в минуты тревог, третья носила туфли с накладными бантами… Женщинам и людям со слабой психикой только дай волю, и они обнаружат свой портрет в любых популярных каракулях. Но не будем о них, ведь список Латунских на этом не заканчивается. Скандалисты-продюсеры велели фильм сократить до покетбука, чтобы зрителю было удобно, а Кара с актерами так на плюшевые попы и сели от этой новости – а как же Текст? Выкинуть погром квартиры? Приезд дяди? Пустой костюм? Доктора и кошачье блюдечко? Песню про священный Байкал? Рыдающую над пустым костюмом Анну Ричардовну? Где весь этот долбаный Массолит? Недопустимо! Препирательства с продюсерами и писарчиками длились семнадцать лет.
И знаете что? Это просто смешно. Фильм получился препохабный и глупый, и толку в нем никакого нет. И это как раз самое удивительное. Актеры вроде все замечательные. И материал гениальный. А толку – ноль. Рок, судьба и шосткинское объединение свема. В свите дьявольского ни на грош. В коротком разговоре на Бердичевском базаре больше смысла, чем во всем романе про Пилата. Несчастные голые бабы из массовки так мерзнут и стесняются, что еле шевелятся – куда им быть русалками и отравительницами... Кот мало того что не котовый вовсе, так еще и старикан, а ведь должен быть наказанным мальчиком. Вертинская позорно переигрывает. Бедный Ваня Бездомный, ему ведь около двадцати, а играют его во всех экранизациях сплошь спитые старпёры. Нет ни света, ни простора. Полет и бал – это вообще какое-то польское недопорно восьмидесятых годов. Я про операторство и монтаж судить не могу, не умею, но если глазам моим было неприятно, значит, накосячили.
Я ужасно устала, не люблю перечислять мерзкое. А хорошего только чуть. Разговор на Патриках, самое-самое начало. И как Вертинская и Раков сидят в своей подвальной квартире за столом, пока всё еще как бы хорошо. И ещё нравится, когда Вертинская едет гулять. Пока она молчит и ничего не делает, просто едет в трамвае или сидит на скамейке – она очень украшает собою кадр. И сам кадр тогда, возле похорон Берлиоза, приятный – туманный, молочный. Ещё у Геллы голосишко милый, любимый со времён "Формулы любви". И всё. Семнадцать лет! Верх идиотизма. Видимо, симпатия к дьяволу всегда приносит гнилые плоды, и с этим надо просто смириться. Бедный, бедный Юрий Кара.
Однако оговорка. Без неё никак. Я смотрела то, что по настоянию выпускающих осталось от трех с половиной часов. Там действительно нет даже никакого к черту Алоизия, порезано все в кашу. Если не читал – то и не захочешь. Но я смело допускаю, что если бы мне довелось полюбоваться полной режиссерской версией, я получила бы удовольствие не от трех сцен, а хотя бы от семи. Я несчастного Кару не виню. Когда столько лет потрачено на тяжбы, уж не до жиру. Писарчики все же добились своего, осуществили месть — за столько лет картина полностью потеряла актуальность, и то, что прокатило бы в 94-м, сейчас выглядит как неприятный анахронизм. Чтобы рулить, нужно все-таки быть говнюком. Закон жизни.