Режиссер:
Рекс Ингрэм. Сценарий: Джун Мэтис (по роману Винсента Бласко Ибаньеса), Оператор: Джон Ф. Сайц.
В главных ролях: Рудольф Валентино, Померой Кэннон, Джозеф Суикерд, Бриджетта Кларк. В ролях: Вирджиния Уорвик, Алан Хейл, Мэйбл Ван Бурен, Стюарт Холмс.
Награды: 1995 — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
В 1962 году Винсент Миннелли снял римейк фильма, перенеся действие в эпоху II Мировой войны.Версия для печати
Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм " Четыре всадника Апокалипсиса "
Этот голливудский фильм, снятый по роману испанского классика Висенте Бласко Ибаньеса, стал во многих отношениях первым. Во-первых, и это, наверное, главное, он стал первым в истории кино антивоенным фильмом. Во-вторых, собрав в прокате более 9 миллионов долларов, он стал самым кассовым фильмом года и вошел в топ самых кассовых фильмов эпохи немого кино. Наконец, в этом фильме свою первую звездную роль сыграл Рудольф Валентино. А пригласила его в фильме сценаристка Джун Мэтис – тоже в определенном смысле "первая". Двумя годами ранее она возглавила сценарный отдел кинокомпании "Metro pictures", став первой женщиной в Голливуде, занявшей исполнительную должность столь высокого ранга (огромный коммерческий успех фильма и вовсе сделал ее самой влиятельной женщиной в Голливуде). К тому времени многие студии рассматривали эпический роман Ибаньеса на предмет экранизации и пришли к выводу, что экранизировать его невозможно. Однако Мэтис написала такой удачный скрипт, что боссы кинокомпании моментально дали добро на постановку (Ибаньесу заплатили 20 000 долларов, кроме того, ему полагалась десятипроцентная прибыль с проката). А Мэтис получила в руки карт-бланш – разрешение самостоятельно набирать съемочную группу и актеров. Вот тогда-то она и обратила внимание на молодого Валентино, подвизавшегося на ролях любовников в бэшных мелодрамах. Актер французского происхождения не вызывал у боссов энтузиазма. Играя в кадре главную роль, за кадром он исполнял роль самую незавидную: получая в неделю 350 долларов (меньше всех остальных актеров), он вынужден был сам заботиться о своих костюмах, приобретая их за свой счет. Что ж, игра стоила свеч: Рудольф Валентино проснулся знаменитым, а в моду вошли штаны "гаучо". Джун Мэтис верила в актерский талант Валентино, поэтому специально расширила его роль: в частности, например, зная, что Валентино прекрасно танцует танго, Мэтис вводит в сюжет большой танцевальный номер… Мэтис и Валентино стали хорошими друзьями. И остались таковыми, можно сказать, и после смерти: когда Валентино скоропостижно скончался, его родственники долго не могли определиться, где похоронить тело. Тогда Мэтис предложила временно похоронить его в Голливуде в семейном склепе Мэтисов. Так и поступили, а потом уж решили обойтись без перезахоронений.
Теперь, что касается непосредственно картины. Сделана она действительно очень неплохо и без труда выигрывает у другой известной эпической мелодрамы 1921 года – "Сироток бури" Гриффита, в которой заменитый режиссер предостерегает об опасностях народных революций. Фильм Рекса Ингрэма лучше разыгран, лучше поставлен. В нем присутствует то, что неизменно манит зрителя: многозначительность и метафоричность. Есть даже в нем что-то юнгианское. Поясню. В 19 веке испанец Мадриага покидает старушку Европу, истощенную бесконечными войнами и враждой народов. В Аргентине он становится одним из богатейших землевладельцев. У него две дочери. Одна выходит замуж за немца и рожает трех сыновей. Другая выходит замуж за француза и рожает Хулио (его-то как раз и играет Валентино). Хулио пошел в деда, и дед в нем души не чает, в отличие от "четырехглазых спиногрызов". Немецкие внуки сидят с попугаем на плече и штудируют немецких учителей, дабы не отрываться от своего великого отечества. "Мужчина должен быть воином, а женщина должна восполнять его силы. Все остальное – чепуха", — вот такие принципы они почерпывают из родной литературы. В это время Хулио ходит по бабам, бухает и танцует танго. Дед умирает, разделив наследство поровну между дочерьми (немцы рассчитывали, что он разделит наследство поровну между четырьмя внуками). Немцы едут в Германию, где добиваются успехов в учебе и труде. Французская жена тащит всех в Париж, хотя ее муж бежал из Франции, поскольку в свое время, будучи студентом-социалистом, косил армию (в то время Германия воевала с Францией). В Париже Хулио обучается живописи (у него своя студия на Монмартре), ходит во "Дворец танго" как на работу и развратничает, покуда по уши не влюбляется в замужнюю женщину. Начинается Первая мировая война и братья оказываются по разные стороны баррикад. Хулио не собирается воевать, поскольку считает себя аргентинцем, и ему все это по барабану. В "реалистический" контекст фильма вписываются фантастические сцены, изображающие огромного железного библейского Зверя и четырех всадников Апокалипсиса, которые, как известно, действовали по программе (Ангел сорвал первую печать – и первый всадник пошел, сорвал вторую печать – второй всадник пошел, и т.д.). Под "зверем" здесь подразумевается впавшая в неистовство, в адский хаос Европа. Братьев же в фильме ровно четыре штуки – по числу всадников Апокалипсиса. И братья, хотят они того, или нет (например, немцы – хотят, а Хулио – нет) рано или поздно начинают исполнять свой воинский "долг" независимо от того, что их к этому подтолкнуло. У каждого человека глубоко внутри сидит свой разрушительный "всадник", и в какой-то момент он вырывается на волю.