Микаэля Хафстрема я запомнил по фильму ужасов "1408", на мой взгляд – очень хорошей экранизации короткого рассказа Стивена Кинга (а ведь все мы знаем, что хорошие экранизации "короля ужасов" встречаются в природе редко). Хафстрем тонко чувствует природу ночного кошмара и умеет передать его бесконечность, зацикленность, безысходность. Было бы здорово, если бы именно Хафстрем сделал ребут "Кошмара на улице Вязов", а не этот лох Сэмюел Байер, потому что более позорных ребутов я еще не видел.
Новый хоррор Хафстрема снят по книжке Мэтта Бэглио, которая подается как non-fiction, – типа настоящая, а не вымышленная история про экзорциста. Не знаю, что там правда, а что ложь, но фильм строится примерно по тому же принципу, что и "судебный хоррор" Скотта Деррикссона пятилетней давности "Шесть демонов Эмили Роуз". Героиня фильма Деррикссона, адвокат Эрин Брюнер, защищает в суде католического священника, обвиненного в смерти девушки, которая якобы была одержима бесом. Со временем бес входит в жизнь Эрин Брюнер, и, через веру в дьявола, героиня обретает веру в Бога. Молодой герой в фильме Хафстрема, Майкл Ковак (дебют в кино телеактера Колина О’Донохью), так же как и Эрин является агностиком. Он заканчивает семинарию, поскольку в его семье "можно стать либо священником, либо трудиться в семейном похоронном бюро". На выпускных экзаменах Ковак получает блестящие оценки по психологии и истории культуры, но не слишком преуспевает на экзамене по теологии. Он не намерен работать пастором, поскольку ему не хватает веры, но куратор, в надежде, что тот передумает, направляет его в Ватикан на курсы экзорцистов ("Майкл, ты ведь работал в похоронном бюро, значит, ты не очень брезглив?"). А там, в свою очередь, новый наставник отправляет его к своему другу – опытному экзорцисту, отцу Лукасу, прогрессивному ирландскому иезуиту (его играет сэр Энтони Хопкинс). Так Майкл впервые сталкивается с проявлениями одержимости. Вместе с Коваком зритель испытывает сомнения: что видит Ковак – истинное проявление одержимости или же подобным образом себя проявляет шизофрения? Например, один мальчик рассказывает, что к нему является мул с красными глазами, представляется его отцом, топчет его копытами и велит покончить жизнь самоубийством. Может быть, мальчика бьет его мать? Или беременная девушка, которая хочет убить своего ребенка? Есть подозрение, что ее изнасиловал собственный отец. Может быть, демон, сидящий внутри, — "интериоризация" кошмара?
Иначе говоря, большая часть фильма – любопытный и довольно своеобразный "производственный роман". А потом начинается мистика, и, соответственно, раскрывается талант Хафстрема как постановщика сновиденческих хорроров. Проблема только в том, что "хоррорных" сцен в фильме немного, а кульминация как-то смазана. Но в фильме есть поистине замечательные десять минут, когда Майкл спешит домой, поскольку его отца разбил инсульт, но застревает в Исландии, поскольку рейсы отменены из-за пробудившегося вулкана Эйяфьятлайокудль. Он звонит домой, и с ним начинает говорить отец (Рутгер Хауэр). Тусклым голосом он говорит: "Я так скучаю по тебе. Они делают мне больно". Потом его голос пропадает. В трубке звучит голос врача: "Мне горько вам это сообщать, но ваш отец умер шесть часов назад". Майкл настораживается… Он бежит по бесконечным закругленным коридорам пустого отеля. Выбегает на улицу. Под светом фонарей кружится снег вперемешку с вулканическим пеплом. Под одним из фонарей стоит мул с красными глазами и сопит.