Режиссер:
Алексей Октябринович Балабанов. Сценарий: Алексей Балабанов, Оператор: Сергей Астахов, Композитор: Вячеслав Бутусов, Продюсер: Сергей Сельянов.
В главных ролях: Сергей Бодров мл.. В ролях: Виктор Сухоруков, Андрей Федоровцов, Светлана Письмиченко, Мария Жукова, Юрий Кузнецов, Вячеслав Бутусов, Андрей Краско, Игорь Лифанов.
Награды: КФ "Созвездие" — лучший актер (А.Федоровцов), лучший актер второго плана (Ю.Кузнецов). МКФ "Лiстапад" в Минске — Гран-при. МКФ в Македонии — "Золотая камера". МКФ в Триесте — Гран-при. МКФ в Чикаго — лучший актер (С.Бодров-младший). МКФ восточно-европейского кино в Коттбусе — Специальный приз жюри, приз ФИПРЕССИ. ОРКФ "Кинотавр" в Сочи — Гран-при, лучший актер (С.Бодров-младший). "Золотой Овен" — лучший актер (С.Бодров-младший)..
Ироничный фильм. И очень точный. Художественное игровое кино, запечатлевшее хаос 90-х. Главный герой — провинциальный чувак без особых запросов, который где-то там повоевал, кого-то завалил, а потом выбрался в новый для себя мир, к брату, живущему уже по новомодным понятиям. Главный герой вызывает симпатию. Он очень адаптивный пацан, впервые в жизни, например, прикасается лопоухими своими ушами к русскому року, и тут же к нему прилипает, потому что там что-то есть ему близкое. Это персонаж, который просто не может не вызывать симпатию, — тут Балабанов просек тему, в отличие от всех остальных режиссеров-сценаристов своего времени и пространства, которые упорно путали идиотизм с хорошо Изображаемой наивностью, присущей чиста традиционному персонажу чиста русских народных сказок. (К слову, вторая часть "Брата" — это феерия фальстартов, там идет явный переигрыш, причем по всем пунктам, фильм почти мгновенно превращается в китч. А от китча один шаг до трэша, причем очень хуевого трэша, и этот шаг Балабанов с легкостью делает, — не только потому, что так задумывал, а потому что изначально к тому предрасположен).
Но, возвращаясь к "Брату-1", в фильме есть еще один нюанс, основной. Этот нюанс отобразил один мой приятель, написав: "И этот город мне нравится, я в нем живу. Тут нет ярких красок, здесь коммуналки и грязные парадные. Мой город вечно нездоров и неприветлив. Здесь лучше всего в одиночестве. И меня бесит, что с моим городом делают."
Это в самом деле так: в фильме охуенно передана атмосфера Питера, в котором почти вечно царит межсезонье: мосты, зачуханные трамваи, голые деревья, бомжацкая Апрашка. Все это идет под сурьезные песнопения Бутусова, о которых даже может быть отдельный разговор (но не будет). Вообще, в фильме есть пиздатая тема: когда "герой" Нового времени заходит как бы в квартиру Времени старого, где сидит тусовка 80-х годов, характернейшим персонажем которых является бородатый гуру, благословляющий Данилу Багрова на царство небесное или там еще какую шамбалу. И так бесхитростно Даниле предлагают выпить водки от головной боли, в то время как он просит таблетку. Он бы и сам рад остаться в этом времени прошедшем, да хуй там, нельзя.