В главных ролях: Изабель Аджани, Сэм Нилл. В ролях: Маргит Карстенсен, Хайнц Беннет, Иоганна Хофер, Карл Дюринг.
Награды: МКФ в Каннах — лучшая актриса (И.Аджани). "Сезар" — лучшая актриса (И.Аджани). Fantasporto — лучшая актриса (И.Аджани), приз зрительских симпатий. МКФ в Сан-Паулу — премия кинокритиков..
"Одержимая" — необычный фильм ужасов. Вернее сказать так: он слишком стремителен для хоррора, но притом, странное дело, психологичен, — и тоже слишком. А если учесть то, что персонажи ведут себя слишком адекватно для фильмов ужасов, — то есть не лезут без особой на то необходимости в темные чуланы и на чердаки, то можно сделать вывод, что дело мы имеем с фильмом в высшей степени необыкновенным. И скорее всего, это вовсе не фильм ужасов — хотя фабула самая что ни на есть типичная для картин подобного жанра.
Марк (Сэм Нил), вроде как агент каких-то спецслужб, возвращается домой из длительной командировки, и узнаёт, что жена ему изменяла. И что вообще его не любит. Марк тут же заявляет, что она ему омерзительна, и что он ее тоже не любит. Хотя на самом деле, это не так. С каждым днем его любовь к Анне возрастает, он пытается избавиться от этого наваждения, но не может. Анна возвращается домой набегами, но не для того, чтобы объясниться с мужем или увидеть сына. Она ведет себя в высшей степени странно. Марк знакомится с любовником Анны, Генрихом, и вдруг выясняется, что, вопреки ожиданиям, Анна проводит дни и ночи вовсе не у него. Но где? Марк обращается к частному сыскному агентству, и сыщик узнаёт адрес. Анна проживает в большой квартире. Одна. Сообщив эту информацию, детектив по просьбе Марка возвращается в квартиру, чтобы уточнить, действительно ли она живет там одна. После чего пропадает… А поведение Анны становится еще более странным, переходящим в полную дикость…
Каждая сцена фильма имеет яркий эмоциональный окрас. "Проходных", в смысле нейтральных, сцен нету. Актеры играют на грани исступления. Говорят, что Анджей Жулавски на съемочной площадке вовсю практиковал приёмы вуду. Особо подверженной гипнозу оказалась французская звезда Изабель Аджани, — за что и получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль и премию "Сезар". Мне доводилось как-то смотреть документальный фильм про бесноватых. Во время отчиток люди, одержимые бесом, вели себя ну в точности как Аджани на экране. Этот сотонинский фильм перекликается с "Ребенком Розмари" Поланского, но выглядит более реалистично, потому что лишен параноидальности, а следовательно, двусмысленности. Жулавски использует буквалистический подход, сказано "сотона" — значит "сотона". Человек сходит с ума по единственной причине: он одержим бесом. Но до зрителя доводится еще более пугающая мысль: все хотят быть одержимы бесом. Поэтому Анна борется за спасение своего "личного беса", которого у нее хотят украсть. А Марк, одержимый бесноватой Анной, борется за спасение ее жизни, которую она уже давно принесла бесу в жертву. И в любом случае, человек оказывается бессильным перед натиском сверхъестественных сил.
Жулавски вовсю использует в фильме тему двойников. Походя он разбирается с дзен-буддизмом, восточными духовными практиками, которые выглядят поистине смешно и наивно перед угрозой вторжения в наш мир антихриста. Анчихрист выбирает самый простой и безопасный путь в наш мир: через женскую похоть, к которой чудовищным образом примешивается материнство.
Фильм липкий, неприятный, гипнотизирующий. Он похож на натянутый нерв. Фильм обладает важным профилактическим свойством. Это лекарство от агрессии. Если ты зол, раздражен, тебе хочется крушить и ломать, то после фильма ничего этого не остается. Ты встаешь с дивана смирным и подавленным, тобой овладевает тихое осеннее уныние. Этот чорный фильм то ли высасывает негативные эмоции, то ли их подавляет. А может быть, твое исступление оказывается просто мелочью по сравнению с истинной одержимостью.