Режиссер:
Джо Данте. Сценарий: Чарльз С. Хаас, Оператор: Джон Хора, Композитор: Джерри Голдсмит.
В главных ролях: Зэк Гэллиган, Фиби Кейтс. В ролях: Кристофер Ли, Джон Гловер, Роберт Проски, Роберт Пикардо.
Интересные факты о фильме:
В фильме использовались звуковые эффекты из фильмов "Тарантул" (1955) и "Война миров" (1953). А двери в небоскреб открываются с тем же звуком, с каким откываются двери космического корабля "Энтерпрайз" из "Звездного трека".
Пролет камеры в начале фильма — кадры из фильма "Супермен-IV".
Рождественская комедия ужасов "Гремлины" стала одним из рекордсменов кинопроката: при бюджете в 11 миллионов долларов фильм собрал 153 миллиона, то есть, окупил себя более чем в 10 раз. При этом еще неизвестны данные по зарубежному прокату (может быть, "Гремлины" и вовсе не были в должной мере представлены за бугром). В любом случае, моментально назрел вопрос о сиквеле. В начале 80-х Джо Данте уже породил франшизу "Вой". Он не испытывал желания дважды входить в одну реку, поэтому постановщиками многочисленных продолжений были разные люди, иногда случайные, и эта река постепенно засохла. Сиквел "Гремлинов" Джо Данте снимать также не собирался, поэтому сиквел появился только шесть лет спустя, когда были перепробованы всякие варианты, ни один из которых не устроил компанию "Уорнер бразерз". Компания вновь пошла на поклон к Данте, и тот, выбив для фильма огромный бюджет (50 миллионов долларов) и полную творческую свободу для себя, все-таки сделал сиквел.
И сиквел благополучно провалился в прокате (сборы составили 41,5 миллионов).
Из фильма исчезло главное – пресловутый "дух Рождества". Из глубинки действие перенесено в Нью-Йорк, в огромный корпоративный небоскреб, где стерты всякие представления о временах годах, живой природе. То есть, вместо "духа рождества" здесь царит лишь оксюморонисто-бездушный "корпоративный дух": десяток холодных человеческих глаз посредством такого же холодного "киноглаза", принадлежащего сотням видеокамер, разбросанных по периметрам каждого этажа и даже подвала, наблюдает за коллегами – такими же сотрудниками компании, – надеясь подловить их на какой-нибудь служебной провинности и уволить, дабы выслужиться перед начальством. В этом корпоративном аду нынче работает Билли, подавшийся как любой амбициозный провинциал, в город. Там же работает и его подружка из первой серии. Там же появляется и загадочный зверек могвай, потому что китайскую лавку по соседству, где жил его престарелый хозяин (жил, до помер), снесли. Соответственно, корпоративный небоскреб вскоре будет наводнен злобно-шутливыми гремлинами…
Фильм "Гремлины" содержал в себе немало сюрпризов. Главным сюрпризом, конечно, стало появление гремлинов в середине картины: этакая персонификация предрождественского психоза. В сиквеле подобного сюрприза, разумеется, нет и быть не может, – что сразу снимает с фильма призовые баллы. Единственным подобием сюрприза в сиквеле становятся занятные мутации гремлинов, любящих пробовать на вкус всё новое (одно из помещений небоскреба сдают в аренду научной лаборатории, возглавляет которую Кристофер Ли).
Все, что остается "Гремлинам 2", — фонтанировать оммажами, отчего фильм начинает напоминать пародии Мела Брукса середины 70-х. Множество оммажей, киноаллюзий и ссылок содержалось еще в первой части, но тут их количество просто зашкаливает. Джо Данте потрафил киноманам (в первую очередь, видимо, себе), забыв о всех остальных зрителях.