Режиссер:
Дэвид Уорк Гриффит. Сценарий: Энтони Пол Келли, Дэвид Уорк Гриффит (по пьесе Джозефа Р. Гризмера и Уильяма А. Брэди "Путь на восток" и пьесе Лотти Блэйр Паркер "Энни Лори"), Операторы: Г.У. Битцер, Чарльз Даунс, Хендрик Сартов, Композитор: Луис Сильверс.
В главных ролях: Лиллиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Лоуелл Шерман. В ролях: Барр МакИнтош, Кейт Брюс, Мэри Хэй, Крейтон Хейл.
Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Путь на восток / Водопад жизни"
Самый успешный – в коммерческом плане – фильм Дэвида Уорка Гриффита и вообще одна из самых кассовых картин за тогдашние двадцать пять лет существования кинематографа. Махровейшая мелодрама, основанная на пьесе конца 90-х годов позапрошлого столетия (к слову, экранизированной до Гриффита уже два раза), в которой рассказывается история о противостоянии Деревни и Города, Наивной Простушки и Коварного Донжуана. Тем, кто застал бешеный успех мексиканских и бразильских, а также аргентинских телесериалов на наших экранах в конце 80-х – начале 90-х, сюжет покажется до боли знакомым. Надо полагать, еще более он был знаком современникам картины. Сюжетные коллизии знаменитого романа Томаса Гарди "Тэсс из рода Д’Эрбервилей", а также множества подобных романов (но похуже), к 1920-му году не утратили актуальности. Даже в романе апостола американского литературного реализма Теодора Драйзера "Американская трагедия", опубликованного в 1925 году, поступки героини мотивируются тем же, чем мотивировались поступки героини фильма, Анны Мур.
Итак, Анна Мур едет из родной деревеньки в Бостон к родственникам. В городе ее охмуряет светский хлыщ Сандерсон. Он цинично устраивает фиктивную свадьбу, а потом Анна возвращается в деревню. У нее рождается ребенок. Все это время она ждала "мужа" домой, но тот приехал лишь для того, чтобы рассказать ей, что никакой свадьбы не было, досвидос. Умирает мать Анны, умирает ее ребенок. Всё плохо! Анна блуждает по провинциям в поисках работы и набредает на ферму – где живут спокойные, работящие люди, выросшие вдали от городских соблазнов, воспитанные в традиционном консервативном духе. Они берут Анну на работу, а фермерский сын влюбляется в нее. Поскольку "проступок" Анны слишком постыден, она никому не рассказывает о своем прошлом, но деревня на то и деревня, чтобы плодить сплетни. Люди, живущие в простоте и невиннности, терпеть не могут, когда кто-то пользуется Их Бесхитростностью. Кто бы мог подумать, что "бледный ангелочек" Анна Мур настолько "развращен и порочен"!
Фильм длится 125 минут, правда, существует укороченная 100-минутная версия. За 125 минут Гриффит успевает создать череду различных "архетипических" образов: сельский участковый, деревенская сплетница, чудаковатый молодой профессор, приехавший погостить на ферму и поохотиться на бабочек, и т.п. Как обычно это бывает у Гриффита, в кадре много симпатичных домашних животных, которые является непременным символом домашнего уюта. Но есть и кое-что принципиально новое. В ранних фильмах Гриффита, типа "Рождения нации", пленэр не играл никакого значения: это было голое поле, предназначенное исключительно для размещения массовок и громадных декораций – что и интересовало Гриффита более всего. В фильме же "Путь на восток" природа становится "действующим драматическим лицом". В финале картины героиня бежит сквозь метель на берег только что вскрывшейся ото льда реки, чтобы упасть без сознания на льдину. И льдину тащит прямо к водопаду! Успеет ли спасти бедную девушку фермерский сын? Суровое мощное движение холодной воды, сталкивающиеся льдины символизируют безжалостное течение жизни, преисполненной жестокости и борьбы, в которой может уцелеть только сильнейший… Нечто подобное мы вскоре обнаружим в фильме В.Пудовкина "Мать", где посредством параллельного монтажа ледоход будет символизировать могучее народное движение.
В 1935 году Генри Кинг сделает звуковой римейк картины Гриффита.