ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Жить / 生きる (1952)


Жить
Средняя оценка: оценка: 4
1952. Япония. 143 минуты.
Жанр: драма / сатира.

Режиссер: Акира Куросава.
Сценарий: Шинобу Хашимото, Хидео Огуни, Акира Куросава.

В главных ролях: Такаши Шимура.
В ролях: Шиничи Химори, Харуо Танака, Минору Чиаки.

Награды:
1953 — Лучший фильм — (Mainichi Film Concours, Kinema Junpo Award)

1953 — Лучший сценарий, Лучший звук — (Mainichi Film Concours)

1954 — Спецприз берлинского сената — (Берлинский международный кинофестиваль).

Интересные факты о фильме:

Это один из первых в истории фильмов о человеке, который знает, что он умрёт — достаточно популярном сюжете в последствии.

Фильм частично основан на рассказе Льва Николаевича Толстого "Смерть Ивана Ильича".

В 2006ом году было объявлено о готовящемся голливудском римейке фильма. Режиссёром проекта должен стать Джим Шеридан.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — От 135 руб.


Дмитрий Савочкин: Живи и дай умереть себе

Жить оценка: 3.5

Фильм "Жить" (известный также в английской транскрипции, как "Икиру") 1952го года — один из самых малоизвестных фильмов Куросавы, хотя для японского кино пятидесятых годов он достаточно титулован (номинировался на "БАФТУ" и получил ряд японских наград). В оценке судьбы этого фильма критики обычно сходятся во мнении, но он провалился в "междувременье", паузу между двумя из самых значительных работ Куросавы — "Расёмон" и "Семь самураев". Две мощные самурайские саги зажали историю скромного чиновника — а это один из немногих фильмов Куросавы о современной ему Японии — вытеснив её из поля зрения зрителей.

И зря. Несмотря на некоторые недостатки: очевидную нехватку мастерства Куросавы в некоторых сценах, и неторопливость, из-за которой действие этого двух-с-половиной-часового фильма местами провисает, фильм в действительности чрезвычайно интересен, как произведение искусства. "Жить" с точки зрения жанра — это удивительный гибрид совершенно кафкианской реальности послевоенной японской бюрократии и истинно христианской экзистенциальной философии.

Пожилой чиновник гоподин Ватанабе работает начальником управления в какой-то коллосальной бюрократической машине с миллионом дверей и дорог, где одинаковые люди перекладывают одинаковые бумажки, раскладывая их по одинаковым папкам. Естественно, в этом храме просиженных штанов никто ни за что не отвечает, а просителей, пытающихся решить даже самый простой вопрос, направляют из одной двери в другую, пока они не отчаиваются, и не уходят сами. Спокойное течение жизни: работа, где сослуживцы называют его за глаза "мумией" — дом, где его невестка хочет выжить его из квартиры — работа, и т.д. вдруг прерывается известием о том, что у него рак желудка, и жить ему осталось всего несколько недель, в лучшем случае — месяцев.
Ватанабе встречает эту новость растерянно. Почти час фильма Куросава методично посвящает попыткам героя понять, что же ему теперь делать. Пытаться возражать против реальности глупо. Обвинять во всём сына, на которого потрачено столько времени, и который оказался неблагодарной сволочью — ещё глупее. Ватанабе пытается изменить свою жизнь, но все его поиски развлечений и возможностей проводить время хотя бы рядом в тем человеком, с которым ему комфортно, обращаются в пыль.
И уже ближе к развязке герой приходит к совершенно толстовскому выводу о том, что смысл жизни — в служении людям. В итоге остаток своей жизни Ватанабе тратит на то, чтобы пробиться сквозь бюрократическую стену своей же конторы, и построить детскую площадку на месте мусорной свалки.

Построение картины довольно странно. Технически она словно сама собой рубится на три части: историю болезни и отчаяния до момента знакомства Ватанабе в баре с писателем; историю его попыток развлечь себя сначала с упоминавшимся писателем, затем со своей бывшей сотрудницей, и, наконец, значительная по размеру финальная часть, где уже после смерти Ватанабе его сослуживцы обсуждают его на поминках. Временами разница между этими частями достигает такой пропасти, что кажется, будто их снимали разные люди, или, по крайней мере, между съёмками прошли значительные периоды времени. В действительности же фильм снимался всего несколько недель, и подобное дробление сценария мне лично кажется просто куросавовской недоработкой, — хотя возможно, Куросава использовал здесь возможность отточить те или иные технические и сценарные приёмы.

Считается, что сценарий косвенно основан на "Смерти Ивана Ильича" Льва Толстого. Действительно, определённые параллели есть, и страсть Куросавы к экранизациям классиков, в особенности русских и англоязычных, хорошо известна. В то же время основное содержание текстов Толстого и Куросавы, особенно моральное наполнение, сильно отличается. От "Смерти Ивана Ильича" фильму достался только неизлечимо больной персонаж, не знающий, что ему теперь делать, и общее построение финальной сцены, позаимствованной из первой трети рассказа Толстого. Идея же служения людям, которой завершает свой фильм Куросава, отсылает скорее к другому тексту Льва Николаевича — "Отцу Сергию". Хотя лично я, как атеист, вообще просмотриваю здесь у Куросавы не христианскую даже идею (ибо перед смертью христианину всё же надлежить молиться и ещё раз молиться, а главный герой так увлечён постройкой детской площадки, что бросает фразу "мне некогда отчаиваться, мне дело надо делать"), а вполне атеистический посыл о том, что после смерти человек продолжает жить в памяти других, и тех добрых делах и хороших вещах, которые он после себя оставил.

В общем, фильм вполне пристойный, хотя на фоне разных джидайгеку Куросавы действительно как-то потерялся.

Что ж, дождёмся римейка от Шеридана. Посмотрим, каков потенциал этой идеи сейчас, по прошествии более чем пятидесяти лет.

Оригинальный японский постер 52-го года

(23.02.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Восставшая мумия

Жить оценка: 4.5

Прекрасный фильм Акиры Куросавы. Полезный, поучительный, необыкновенно вдохновляющий. И до сих пор чрезвычайно актуальный – если не по форме, то по содержанию. Мой товарищ Дима Савочкин, конечно, был не прав, когда утверждал, что "Жить" (1952) – один из самых малоизвестных фильмов Куросавы, затерявшийся на фоне мастодонтов — "Расемона" (1951) и "Семи самураев" (1954). Эта экзистенциальная драма, пропитанная странной иронией, давно уж признана классическим шедевром и, в частности, одним из лучших фильмов Куросавы.

Режиссер, называя Достоевского своим любимым писателем, объяснял, что ценит его за доброту и гуманизм. В фильме "Жить", не без сарказма живописующим мертвую жизнь японской бюрократии, можно разглядеть влияние Достоевского и Льва Толстого, уделявших достаточно внимания описаниям чиновничьей службы и быта, но практически невозможно увидеть Кафку, которого лихо, хотя и поверхностно, узрел Димон. Да, действительно, второстепенные персонажи фильма (массовка) безрезультатно блуждают по инстанциям, но в фильме отсутствует абсурд и предсказуемая конечная безысходность. Пространство фильма населено банальными людьми, сделавшими свой выбор, — такие люди окружают нас, мы и сами такие. В то время как персонажи Кафки представляют собой "замки" в миниатюре. Это закрытые, замкнутые полуживые субстанции, странные электроны, нанизанные на вечные орбиты, лишенные смысла. Куросава снимает фильм про умеренный офисный планктон и не собирается отправлять нас в кафкианский космос. С большой натяжкой можно приплести "фантастический момент" лишь к сценам, снятым намеренно экспрессивно и касающимся ночных похождений Ватанаби-сана и "доброго Мефистофеля".

Вообще фильм основан на удивительном парадоксе: смерть дает жизнь. Не вечную жизнь, а обычную, земную. Ватанаби, пожилой начальник департамента по связям с общественностью, узнаёт, что болен раком и жить ему осталось недолго. Он начинает перебирать свою жизнь и понимает, что никогда не жил. Первые приходящие на ум воспоминания связаны с его сыном, якобы ради которого он отказался от полноценной личной жизни. Другие воспоминания связаны с работой: он всегда был слишком занят, чтобы что-то делать. Он ничего не делал, потому что такова система, таковы правила бюрократической службы. Всю свою жизнь Ватанаби плыл по течению, превращенный по собственной прихоти в тень, подобие живого человека. Одна молодая энергичная девушка, его подчиненная, дала ему прозвище – мумия. Неожиданно приблизившаяся смерть заставляет Ватанаби почувствовать… нет, не почувствовать, а захотеть почувствовать вкус к жизни, чтобы не сойти в могилу обокранным жизнью.

Сначала Ватанаби ублажает себя, компенсируя затяжным загулом тридцать лет преданной "работы", но это не приносит ожидаемого удовлетворения, — в его душе, не умеющей развлекаться, остается пустота. Потом все свои силы Ватанаби бросает на ублажение конкретного человека – молодой сотрудницы своего отдела. Она — девушка из бедной семьи, но навязчивая помощь Ватанаби начинает ее тяготить. Ватанаби выглядит жалко, кроме того, им двигает некоторая корысть: он пытается забрать у девушки ее энергию, ее "умение жить" и веселиться, — или хотя бы понять, что именно позволяет ей "жить". И только потом, наконец, Ватанаби делает правильный выбор: он начинает помогать тем, кто действительно нуждается в его помощи. Как ни странно, чиновник муниципалитета может принести людям пользу. Ватанаби заканчивает "ходить на службу", а в прямом смысле начинает служить людям. Его энергия, его "жажда жизни" расшевеливают чиновничье болото, а дыхание "естественной" смерти не дает ему испугаться угроз мафиози, лоббирующих свои интересы.

Не выходя за рамки личностной драмы, фильм превращается в социальное кино. Композиционно фильм выстроен безупречно. Третья часть, посвященная общественной деятельности Ватанаби, начинается с его смерти. Главный герой исчезает из кадра, и о нем начинают говорить люди, приходящие на поминки, — то есть, общество.

Фильм "Жить" сделан в традиционном для японского драматического кинематографа тех лет очень медленном темпе, то есть, понятно, что дело тут не в "недостатке мастерства". Тягостная медлительность картины осложняет просмотр, зато дает прекрасную возможность заглянуть внутрь себя и призадуматься (скорей всего тягостно). Но вся эта тягостность компенсируется светлым, обнадеживающим пафосом финала, который еще более выигрышен потому, что в фильме нет ни капли фальши (а игра Такаси Симуры так и вовсе превосходна).

(30.01.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: