В главных ролях: Фэй Данауэй, Уильям Холден, Питер Финч, Роберт Дювалл. В ролях: Ланс Хенриксен, Уэсли Эдди, Нед Битти, Артур Бергхардт, Билл Берроуз, Джон Карпентер, Беатрис Стрэйт.
Награды: 4 "Оскара" — лучший сценарий, лучший актер (П.Финч), лучшая актриса (Ф.Данауэй), лучшая актриса второго плана (Б.Стрэйт). 4 "Золотых глобуса" — лучший режиссер, лучший сценарий, лучший актер (П.Финч), лучшая актриса (Ф.Данауэй). BAFTA — лучший актер (П.Финч). David di Donatello Awards — лучшая иностранная актриса (Ф.Данауэй). Kansas City Film Critics Circle Awards — лучшая актриса (Ф.Данауэй). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм, режиссер, сценарий. New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий. Гильдия сценаристов США — лучший сценарий. PGA Awards National Film Registry.
Интересные факты о фильме:
Генри Фонда отказался от роли Говарда, назвав ее "слишком истерической".
Второй фильм в истории "Оскара", получивший сразу три приза за актерскую игру (первым был "Трамвай "Желание").
Персонаж Лорин Хоббс срисован с Анджелы Дэвис.
Люмет и Чаефски утверждали, что их фильм является не сатирой, а прямым отражением действительности.
Актриса Беатрис Стрэйт пребывает в кадре всего лишь 5 минут и 40 секунд, но умудряется получить за роль "Оскара". Это спринтерский рекорд.
Питер Финч стал первым актером, получившим премию "Оскар" посмертно.Версия для печати
Этот фильм, сатира на телевидение, представляет собой удивительный образец морально-устаревшего кина. Фильм, открывающий зрителю глаза на циничность телепроизводителей, сейчас может привести в недоумение. "Ужос", изображаемый в фильме, давно стал абсолютной, узаконенной в наших умах НОРМОЙ.
Главный герой фильма, телеведущий, уволен: программа новостей, которую он ведет, имеет низкий рейтинг. Это телеведущий старой закалки, он пришел на ТиВи "вместе с ТиВи", то есть, в 1951 году. Его друг, редактор программы новостей и директор новостного отделения телесети, тоже человек старой закалки. Они нажрались и придумали такую тему: Говард скажет в эфире, что через неделю покончит жизнь самоубийством прямо перед телекамерами. Это была пьяная шутка, но Говард, выйдя в предпоследний раз в эфир, ее озвучил. Ему уже нечего терять, поэтому он выбалтывал в микрофон все, что лежит у него на сердце. Идиотизм был пресечен на корню: сетка и надпись "у нас технические неполадки". Однако передача возымела успех, ибо зритель соскучился по искренности. Молоденькая высокопоставленная сотрудница телесети Дайана (ее играет Фэй Данауэй) решает сделать ставку на Говарда: людям нужен "злой пророк". Так искренность становится разменной монетой. Потом в умном сценарии Пэдди Чаефски происходит оригинальный сюжетный поворот: в одном из выпусков "идиотского шоу" Говард выбалтывает "инсайдерский секрет": руководство решает продать телесеть арабам. Доколе, говорит Говард, это будет продолжаться? На эти бензиновые деньги куплено уже пол-Америки, а что же мы, американцы? В очередной раз соснём хуйцов? Продадим свою девичью честь, гордость и достоинство? Тогда, впервые в жизни, Говарда вызывает на ковер владелец сети. Это самый блестящий в фильме момент. "Ты сумасшедший"? – "Иногда, когда это необходимо". Хозяин заводит пожилого безумца в зал заседаний и толкает охрененный спич, суть которого сводится к следующему: "Нет Америки, нет арабов, нет демократии, нет коммунистов, нет стран третьего мира. Думаешь, в Кремле думают о том, как рассадить коммунизм по всей земле? Нет, там читают таблоиды и строят графики. Мир представляет собой бизнес-структуру, целью которой является счастье для всех. Каждый человек займет место в иерархии, он будет работать и будет обеспечен всем необходимым. Я хочу, чтобы ты донес до аудитории именно эту истину". Струхнувший Говард кивает и начинает прогонять в эфире эту тему. Ему немножко не хватает искренности (или мастерства), поэтому зритель начинает понимать, что является всего лишь винтиком общего механизма. Шоу Говарда начинает стремительно терять популярность. "Успешные менеджеры", сидящие наверху (в фильме они показаны абсолютными нелюдями, плотью от плоти радиоволны) озадачены: как поступить, как вернуть успех? Но с "божественного верха" поступает четкий приказ: Говарда не увольнять! На рейтинг насрать! И тогда менеджеры принимают решение: убить Говарда… Тем более, что и исполнители под рукой: телесеть спонсирует террористов, которые, совершая терракты, снимают все на видеокамеру.
Самое лучшее в фильме – его серьезность. Сидни Люмет никогда не снимал комедии, поэтому в фильме нет глупых гэгов и прочего потакания невзыскательной публике. Даже отчетливо комедийные моменты превращаются в трагикомические. Судя по всему, Люмет просил и актеров сохранять серьезность, поэтому фильм состоит из пылких, прочувствованных диалогов, которым абсолютно веришь. В руках другого режиссера "Телесеть" превратилась бы в фарс…