ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Последний из могикан / The Last of the Mohicans (1920)


Последний из могикан
Средняя оценка: оценка: 3.5
1920. США. 73 минуты.
Жанр: экранизация / приключенческий.

Режиссер: Кларенс Браун, Морис Турнёр.
Сценарий: Роберт Диллон (по одноименному роману Джеймса Фенимора Купера),
Операторы: Филип Р. Ду Бойс, Чарльз Ван Энгер,
Композиторы: Артур Кэй, Р.Дж. Миллер.

В главных ролях: Уоллес Бири, Барбара Бедфорд, Алан Роско.
В ролях: Лиллиэн Холл, Генри Вудворд, Джеймс Гордон.

Награды:
1995 — National Film Registry..

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Первый из последних

Последний из могикан оценка: 3.5

Если честно, я вообще не знал сюжета "Последнего из могикан" до просмотра отчетного фильма.

А там слушайте чуваки короче так. Есть могикане, которые за англичан, есть гуроны, которые (тайно) за французов. Только могикан осталось мало, их всех убили гуроны и французы. Есть еще нейтральные делавары.

С другой стороны, есть миловидные Алиса и Кора, дочери полковника Монро. Им приходится тяжело, потому что вокруг рыщут французы и гуроны. И вот они пробираются тайной тропой, которой их ведет тайный гурон Магуа, к своему отцу полковнику, в сопровождении такого чувака Дункана. Понятно, гурон хотел англичанина убить, а сестер заключить в вагинальное рабство. Но у него ничего не получилось, потому что они все встретили Чингачгука, Ункаса (последних из могикан) и Соколиного Глаза. В общем, Магуа убежал, а могикане проводили девушек к их отцу Полковнику, не без приключений, конечно (в частности, там есть классическая сцена, в которой дикари привязывают к дереву Цевелезованных Людей. Почему, кстати, дикари так любят привязывать к дереву Цевелезованных Людей? Эта привычка свойственна всем, абсолютно всем дикарям — от каннибалов южных морей до самояди северной тундры, в которой Цевелезованных Людей не привязывают к деревьям исключительно по причине отсутствия оных (дикарей и Цевелезованных Людей). Это глубокий вопрос, между прочим!)

Unkas und Cora

Ну и там дальше всякие приключения, девушки переходят из лап одних индейцев в лапы других и так далее. Необходимо только отметить, что Ункас влюбился в Алису, а она в него. Но им суждено было быть вместе разве что в раю, потому что в земной юдоли они скоропостижно все скончались (Ункас, Магуа и Алиса). Чингачгук остался последним из могикан, что и объясняет название.

Книга входит в пенталогию про охотника Натти Бампо (он же Зверобой, он же Соколиный глаз и т.д.). Вероятно, Зверобой здесь и является главным героем, но по фильму этого не скажешь. Фильм это такая типичная лав-стори про Ункаса и Алису со злодеем Магуа. Роль Зверобоя здесь только в том, чтобы убить подлого Магуа. У Магуа, кстати, крутые скилы — он в одиночку справлялся с девушками, зверобоями, ункасами и т.д., его смогли подстрелить только из ружья, когда он и так был изможден убийством нескольких человек.

Фильм по сравнению с книжкой переделан — но, говорят, по сравнению с фильмом 1992-го года эти переделки ничто. Во-первых, приключений тут гораздо меньше — например, нет эпизодов с переодеванием Соколиного Глаза в медведя, вообще после того, как Магуа второй раз похитил девушек, все очень скомкано. Во-вторых, сценаристы потрудились не только ножницами — например, они придумали, как оставить псалмопевца Давида из вырезанной части про медведя. Псалмопевец, оказывается, этаким Паганелем поехал по тайной тропе вместе с Магуа, Дунканом и девочками, и первый раз их всех поймали потому, что ему вздумалось поиграть на дудочке в тайной пещере, где все они скрывались. Потом этого псалмопевца, как ненужный шлак, отбрасывают (в смысле, сценаристы отбрасывают). В третьих, введена дополнительная причина того, почему англичане все-таки сдали форт французам (в книге, кажется, не было никакого особого предателя).

Вообще сценарий отличный, несмотря на то, что кино немое, все, в целом, более или менее стройно, никаких особых противоречий я не заметил, разве что концы торчат, но это же не противоречия.

Роль Соколиного Глаза тут ничтожна, практически все эпизоды в книге, где он участвовал, в кино были элиминированы. Я подозреваю, что здесь такая же ситуация, как в фильме "Юг" про экспедицию Шеклтона — зрители, конечно, хорошо знали эту историю, и знали, кто на самом-то деле главный ее герой. Поэтому можно было сосредоточиться на героях второстепенных.

Зато Зверобой (белый) тут неотличим от индейца, а индейцы неотличимы от белых. В случае Зверобоя это понятно, сколько лет он прожил с индейцами! В случае индейцев их поведение не отличается от поведения белых по тем причинам, по каким американы вообще часто изображают индейцев неправильно — они изложены мной в соответствующей статье. Впрочем, наряды, декорация, грим и прочая фанаберия в высшей степени убедительны — ну, понятно, к тому времени еще не умерли люди, которые видели индейцев в их природном состоянии. Главных героев, конечно, играют белые (см. иллюстрацию наверху).

Есть несколько замечательных сцен. Одна, например — нападение гуронов на английских женщин и детей и их немногочисленную охрану — поражает жестокостью, не обладая при этом большой натуралистичностью. Все внимание к деталям! Довольно рано научились делать такие сцены в кинематографе, вспомните коляску Эйзенштейна. Когда ватага голых индейцев лезет на штурм — это похоже на мою любимую сцену на пляже в Ваннзее. Сцена на пляже более тонка, потому что заключается примерно в том же — и хороша она именно из-за близости страха. Чуть-чуть добавить — и получится страшная толпа из "Последнего из могикан". Но не дожали — и страх остается только в подсознании. Так самые тонкие ароматы часто построены на неуловимом зловонии.

Horses

Выход англичан из форта напоминает парад гордонских хайлендеров из одноименного фильма.

В целом фильм уже не отличается от современного, несмотря на немотствование и интертитры. Уже есть характеры, сюжет, декорации. Он даже, скорее, лучше большинства современных фильмов.

(14.05.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: