Режиссер:
Кларенс Браун, Морис Турнёр. Сценарий: Роберт Диллон (по одноименному роману Джеймса Фенимора Купера), Операторы: Филип Р. Ду Бойс, Чарльз Ван Энгер, Композиторы: Артур Кэй, Р.Дж. Миллер.
В главных ролях: Уоллес Бири, Барбара Бедфорд, Алан Роско. В ролях: Лиллиэн Холл, Генри Вудворд, Джеймс Гордон.
Если честно, я вообще не знал сюжета "Последнего из могикан" до просмотра отчетного фильма.
А там слушайте чуваки короче так. Есть могикане, которые за англичан, есть гуроны, которые (тайно) за французов. Только могикан осталось мало, их всех убили гуроны и французы. Есть еще нейтральные делавары.
С другой стороны, есть миловидные Алиса и Кора, дочери полковника Монро. Им приходится тяжело, потому что вокруг рыщут французы и гуроны. И вот они пробираются тайной тропой, которой их ведет тайный гурон Магуа, к своему отцу полковнику, в сопровождении такого чувака Дункана. Понятно, гурон хотел англичанина убить, а сестер заключить в вагинальное рабство. Но у него ничего не получилось, потому что они все встретили Чингачгука, Ункаса (последних из могикан) и Соколиного Глаза. В общем, Магуа убежал, а могикане проводили девушек к их отцу Полковнику, не без приключений, конечно (в частности, там есть классическая сцена, в которой дикари привязывают к дереву Цевелезованных Людей. Почему, кстати, дикари так любят привязывать к дереву Цевелезованных Людей? Эта привычка свойственна всем, абсолютно всем дикарям — от каннибалов южных морей до самояди северной тундры, в которой Цевелезованных Людей не привязывают к деревьям исключительно по причине отсутствия оных (дикарей и Цевелезованных Людей). Это глубокий вопрос, между прочим!)
Ну и там дальше всякие приключения, девушки переходят из лап одних индейцев в лапы других и так далее. Необходимо только отметить, что Ункас влюбился в Алису, а она в него. Но им суждено было быть вместе разве что в раю, потому что в земной юдоли они скоропостижно все скончались (Ункас, Магуа и Алиса). Чингачгук остался последним из могикан, что и объясняет название.
Книга входит в пенталогию про охотника Натти Бампо (он же Зверобой, он же Соколиный глаз и т.д.). Вероятно, Зверобой здесь и является главным героем, но по фильму этого не скажешь. Фильм это такая типичная лав-стори про Ункаса и Алису со злодеем Магуа. Роль Зверобоя здесь только в том, чтобы убить подлого Магуа. У Магуа, кстати, крутые скилы — он в одиночку справлялся с девушками, зверобоями, ункасами и т.д., его смогли подстрелить только из ружья, когда он и так был изможден убийством нескольких человек.
Фильм по сравнению с книжкой переделан — но, говорят, по сравнению с фильмом 1992-го года эти переделки ничто. Во-первых, приключений тут гораздо меньше — например, нет эпизодов с переодеванием Соколиного Глаза в медведя, вообще после того, как Магуа второй раз похитил девушек, все очень скомкано. Во-вторых, сценаристы потрудились не только ножницами — например, они придумали, как оставить псалмопевца Давида из вырезанной части про медведя. Псалмопевец, оказывается, этаким Паганелем поехал по тайной тропе вместе с Магуа, Дунканом и девочками, и первый раз их всех поймали потому, что ему вздумалось поиграть на дудочке в тайной пещере, где все они скрывались. Потом этого псалмопевца, как ненужный шлак, отбрасывают (в смысле, сценаристы отбрасывают). В третьих, введена дополнительная причина того, почему англичане все-таки сдали форт французам (в книге, кажется, не было никакого особого предателя).
Вообще сценарий отличный, несмотря на то, что кино немое, все, в целом, более или менее стройно, никаких особых противоречий я не заметил, разве что концы торчат, но это же не противоречия.
Роль Соколиного Глаза тут ничтожна, практически все эпизоды в книге, где он участвовал, в кино были элиминированы. Я подозреваю, что здесь такая же ситуация, как в фильме "Юг" про экспедицию Шеклтона — зрители, конечно, хорошо знали эту историю, и знали, кто на самом-то деле главный ее герой. Поэтому можно было сосредоточиться на героях второстепенных.
Зато Зверобой (белый) тут неотличим от индейца, а индейцы неотличимы от белых. В случае Зверобоя это понятно, сколько лет он прожил с индейцами! В случае индейцев их поведение не отличается от поведения белых по тем причинам, по каким американы вообще часто изображают индейцев неправильно — они изложены мной в соответствующей статье. Впрочем, наряды, декорация, грим и прочая фанаберия в высшей степени убедительны — ну, понятно, к тому времени еще не умерли люди, которые видели индейцев в их природном состоянии. Главных героев, конечно, играют белые (см. иллюстрацию наверху).
Есть несколько замечательных сцен. Одна, например — нападение гуронов на английских женщин и детей и их немногочисленную охрану — поражает жестокостью, не обладая при этом большой натуралистичностью. Все внимание к деталям! Довольно рано научились делать такие сцены в кинематографе, вспомните коляску Эйзенштейна. Когда ватага голых индейцев лезет на штурм — это похоже на мою любимую сцену на пляже в Ваннзее. Сцена на пляже более тонка, потому что заключается примерно в том же — и хороша она именно из-за близости страха. Чуть-чуть добавить — и получится страшная толпа из "Последнего из могикан". Но не дожали — и страх остается только в подсознании. Так самые тонкие ароматы часто построены на неуловимом зловонии.
Выход англичан из форта напоминает парад гордонских хайлендеров из одноименного фильма.
В целом фильм уже не отличается от современного, несмотря на немотствование и интертитры. Уже есть характеры, сюжет, декорации. Он даже, скорее, лучше большинства современных фильмов.