Режиссер:
Дэвид Уорк Гриффит. Сценарий: Дэвид Уорк Гриффит (по рассказу Томаса Бурка), Оператор: Г.У. Битцер, Композитор: Дэвид Уорк Гриффит.
В главных ролях: Лиллиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Дональд Крисп. В ролях: Артур Ховард, Эдвард Пейл ст., Жорж Беранже, Норман Шелби, Эрнест Баттерворф.
Награды: 1996 — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
Лилиан Гиш не хотела сниматься в фильме, и Гриффиту стоило немалых трудов переубедить ее. Позже актриса заявляла о том, как счастлива, что Гриффиту все-таки удалось ее переубедить.
Фильм был снят для студии "Парамаунт", однако привел босса компании, Адольфа Цукора, в бешенство. На следующий день Гриффит принес наличными 250 000 долларов и швырнул их на стол: я забираю свой фильм. "Сломанные побеги" стал первым фильмом, выпущенным в прокат компанией "Юнайтид Артистс", одним из соучредителей которой стал Гриффит. Картина пользовалась у публики большим успехом.
Фильм был снят за 18 суток. Сцены с Дональдом Криспом снимались по ночам, поскольку днем он работал в качестве режиссера над другой картиной.Версия для печати
Один из трех знаменитых фильмов Дэвида Уорка Гриффита (два других – "Рождение нации" и "Нетерпимость"). После фиаско, постигшего "Нетерпимость" в прокате, Гриффит оставил Историю в покое и переключился на чистые мелодрамы. "Сломанные побеги" – пример доисторической мелодрамы, беспредельно наивной и с ужасно переигрывающими актерами. Сюжет прост как три копейки, хотя и довольно оригинален, поскольку одним из главных действующих лиц является китаец, приехавший на загнивающий запад проповедовать буддизм. Его старания никому не нужны, и спустя несколько лет он превращается в одного из бесчисленных, совершенно ненужных Лондону азиатов, влачащих жалкое существование где-то в трущобах Ист-Энда. Днем он торгует в своей лавочке, а по вечерам ходит в притон курить опиум. Лилиан Гиш играет "бедную" Люси, скромную, несчастную девушку, которую беспощадно третирует злобный отец-боксер, недалекий и грубый кокни. Только китаец (у него, кстати, нет имени, в интертитрах его зовут либо "желтым", либо – если это прямая речь – "китаёзой") сумел распознать красоту Люси, окружить ее вниманием и заботой, когда она, в очередной раз побитая отцом, убежала куда глаза глядят и упала без чувств в его лавчонке. Один из приятелей папаши случайно обнаруживает ее и тут же бежит сообщить. "Сейчас проведу бой и разберусь с ними обоими", — говорит тиран…
Гриффит осуждает "жестокость нравов" и снимает "поэтическое" кино. Он чрезвычайно замедляет действие, но делает это мастерски: типичный для Гриффита сумбур, которым изобиловала "Нетерпимость", уходит, фильм становится строгим и в нем появляется напряжение. Картина "Сломанные побеги" значительно увлекательней "Нетерпимости" и ничем не уступает "Рождению нации", в котором все-таки слишком многое было сделано наощупь, если не сказать наобум. Фильм ценнен не той "поэзией", которая выражена в разнесчастных взглядах Лилиан Гиш и лирически-высокопарном слоге интертитров, а "поэзией трущоб": грязные пирсы, грязные улицы, туман, уныние, тоска, нищий шоппинг, акцент на характерных деталях притона, грубый кабацкий смех и т.д. – всё это довольно круто. Восемь лет спустя Йозеф фон Штернберг придаст этой гриффитовской поэзии энергии и живого сарказма, добавит реализма и психологической достоверности и снимет шедевр "Доки Нью-Йорка".