Режиссер:
Херк Харви. Сценарий: Джон Клиффорд по сюжету Херка Харви, Оператор: Морис Пратер, Композитор: Джин Мур.
В главных ролях: Кендес Хиллигосс. В ролях: Фрэнсис Фейст, Сидни Бергер, Арт Эллисон, Стэн Левитт.
Интересные факты о фильме:
Основным фоном фильма выступает парк развлечений "Солтейр", который находится возле Солт Лейк Сити. В 1973 году он сгорел, но был отстроен заново. Сейчас иногда используется для выступлений музыкальных коллективов. Кстати, сюжет фильма Херк Харви придумал, проезжая мимо этого парка.
Интерьеры снимались на киностудии Centron Studios в Лоуренсе, специализировавшейся на социально-образовательном и научно-популярном кино.
Режиссер Херк Харви и сценарист Джон Клиффорд отказались от гонораров, чтобы увеличить бюджет фильма с жалких 17 000 долларов. Кроме того, в фильм вложились некоторые компании города Лоуренса, и бюджет вырос до 30 000.
Сцена автокатастрофы в начале фильма обошлась экономному Харви в 17 баксов.
Фильм был снят за три недели.
Для проката фильм был сокращен с 84 минут до 75, но сейчас доступна полная версия.
Фильм был восстановлен в 1989 году. Херк Харви раздавал интервью в маске упыря.
Съемочная группа фильма состояла из шести человек.
"Карнавал душ" — малобюджетный мистический фильм на тему "ускользающей реальности", которому за пару десятков лет удалось обрести статус "культового". Дэвиду Линчу никогда не нужен был большой бюджет, чтобы снимать поистине эффектное кино, обошелся без серьезных вливаний и Херк Харви (30 000 долларов – крайне скромный бюджет даже по меркам кино категории "В" того времени). Выглядит его фильм весьма выразительно и, что самое главное, — странно, словно режиссеру и впрямь удалось приподнять пыльный полог, скрывающий страшную тайну, и теперь он решил поделиться открытием со всеми остальными людьми, попытавшись по мере способностей облечь свое открытие в более-менее традиционную жанровую форму.
Фильм начинается вот с чего. Три девушки едут куда-то на машине. На светофоре встречают трех мальчиков. Устраивают гонки. Девушки не справляются с управлением, и их тачка падает с моста в мутную реку. На мой взгляд, это очень удачный символ: так и должна выглядеть река забвения – мутной, грязной, скрывающей всё, что было в человеческой жизни, и доброе и плохое. (Вообще Херк Харви и сценарист Джон Клиффорд используют очень удачные образы на протяжении всего фильма). Одной из девушек, органистке Мэри Грант, удается спастись. Ее появление на глинистом берегу реки забвения производит не меньший эффект, чем появление Ронетт Пуласки на железнодорожном путях близ Твин Пикса (мне всерьез начинает казаться, что либо Роберт Фрост, либо Дэвид Линч являются фанатами "Карнавала душ"). Обе девушки побывали если не в аду, то в чистилище, и каким-то образом вернулись обратно, к слову, так и не отмывшись…
Мэри Грант получает место церковной органистки в другом, точно таком же захолустном, сонном, провинциальном городке (на самом деле, этим "захолустным" городком является Солт-Лейк-Сити). Она торопится с отъездом. Она спешит убраться подальше от места катастрофы, но на самом деле, она бежит от чего-то более глубокого, более страшного, чем дно реки; бежит от того, от чего не убежать. Тонкий нюанс: она дважды сообщает зрителю (посредством общения с персонажами фильма, естественно), что играет "на технику", не вкладывая души. Для нее игра в церкви – просто работа. Из этих слов нам становится ясно, что если она и не осознала "страшной истины" о том, что случилось с ней, то, по-крайней мере, подозревает об этом.
Истина же заключается в том, что нет ни рая, ни ада, а есть только холодная вода.
Фильм мог бы стать отличным music video для готических рок-групп типа "The Cure", тем более, что призраки, которые начинают преследовать Мэри Грант в Солт-Лейк-Сити, выглядят один-в-один как Роберт Смит. Фильм пронизан декадентской пустотой, загадочностью и безысходностью. Харви ищет и находит ужас не только в сумерках и темноте, в зданиях заброшенного парка развлечений (праздник жизни окончен), но и посреди белого дня, в толпе. Во время шоппинга, выйдя из примерочной, Мэри внезапно осознаёт, что все звуки вокруг исчезли, а ее попросту перестали замечать: она выпала из реальности. Она в отчаянии мечется по улицам города, попадает в парк, случайно хватается за ветку и, глядя сквозь листву на солнце, замирает: и тут начинает петь птичка; мир вновь оживает. Ветка – "магический артефакт" сродни железной арматурине, торчащей из земли и отправляющей персонажей "Зеркала для героя" в конец 40-х.
В финале фильма дается пугающее откровение: мы живем не в "мире", а в некоем "пограничном" мире. Мы живем в мире призраков, они окружают нас. "Настоящего" мира попросту нет.
Мэри Грант является призраком, но при этом никто не замечает подмены – она вполне материальна. Мэри Грант, на своих призрачных правах, может видеть еще более запредельных призраков, тех, которых не можем видеть мы (в том числе, она видит своего собственного призрака и тот пытается утянуть ее в свой мир – так же, как врач, заметивший ее нервозное состояние, пытается вернуть ее в наш мир). Вполне вероятно, что те, запредельные призраки, в свою очередь могут видеть еще более запредельных призраков… И вполне вероятно, что мы сами являемся призраками каких-то других, "допредельных" призраков, живущих в мире несравненно более прекрасном, нежели наш…