Режиссер:
Рон Хоуард. Сценарий: Боб Долмэн (по сюжету Джорджа Лукаса), Оператор: Адриан Биддл, Композитор: Джеймс Хорнер, Продюсер: Найджел Вулл.
В главных ролях: Уорвик Дэвис, Вэл Килмер, Джоэн Уэлли. В ролях: Жан Марш, Патриция Хэйес, Билли Барти, Пэт Роач.
Награды: Академия фантастики, фильмов ужасов и фэнтези, США — лучшие костюмы (Барбара Лэйн)..
Интересные факты о фильме:
- дьявольские собаки — это ротвейлеры в резиновых масках и костюмах;
- задумка снять фильм принадлежала Джорджу Лукасу, он заинтересовался ей ещё во времена трудов над “Звёздными войнами”. Лукас долго разрабатывал сказочную вселенную, но воплотить проект в кино было предложено давнему приятелю Рону Ховарду, с которым Лукас был знаком ещё со времён фильма “Американские граффити” (1973 год), где Рон сыграл одну из ролей;
- полководец колдуньи, генерал Каэл (Пат Роач), получил своё имя в честь кинокритика Паулины Каэл. А двухголового дракона, согласно материалам пресс-релиза, звали Эборсиск — кличка эта, в свою очередь, является производной от имён таких кинокритиков, как Джин Сискел и Роджер Эберт. Правда, в самом фильме это имя так и не было произнесёно, однако использовалось в нескольких обзорах и рассказах;
Прошло 6 лет с момента выхода "Властелина колец" на мировые экраны. За эти годы фильм стал эталоном эпического, научно-развлекательного кино, сделанного в жанре "хвентези". Спецэффекты, виды новозеландской природы, длительные батальные сцены, дудка в сопровождении симфонического оркестра Говарда Шора и песнопения Ении, казалось, были вечно. Такова особенность человеческой памяти. Такова ее избирательность. Яркие воспоминания вытесняют прежние яркие воспоминания, а заняв их место, делают вид, будто так было всегда.
Фильм "Виллоу", увидевший свет в 1988 году, является старшим братом-близнецом "Властелина колец". Но при этом братом не совсем "задавшимся", этаким карликом, — подобно Уорвику Дэвису, исполнителю роли "Виллоу". Однако ж, сходство в чертах лица, характере и прочем не подлежит сомнению.
Но обо всем по порядку. Даже титры, о боже, титры похожи! Впрочем, титры всех фильмов, сделанных в жанре "фэнтези", похожи: готический шрифт и примерно одинаковая интригующая, волнительная закадровая музыка. Титры "Виллоу", однако ж, отмечены влиянием аляповатой поп-культуры 80-х годов: буквы выкрашены в стремный розовато-фиолетовый цвет, бррр.
Горячее участие в съемках принимала компания Джорджа Лукаса "Industrial Light and Magic", до сих пор остающаяся флагманом в разработке компьютерных спецэффектов. Зрители рукоплескали фантастическим спецэффектам "Властелина колец", созданным на самой нынче крупной по вычислительным мощностям студии "Weta Digital" (специально по случаю съемок фильма возведенной в Веллингтоне Питером Джексоном), но подлинные изобретатели и новаторы сидят на "ILM". Именно в "Виллоу" впервые в истории кино были задействованы морфинговые объекты, — люди там превращаются в свиней, а гориллообразный тролль — в какой-то неопрятный комок голой плоти.
Самое главное в жанре фэнтэзи, помимо спецэффектов, — эпический размах, детальность и проработанность фантастического мира. Создатель фильма или книги в этом жанре выступает подлинным творцом. Но мало создать мир. Его описания, декор, следует вплести в ткань интересного захватывающего сюжета. Сюжет "Виллоу" был написан самим Джорджем Лукасом, и хотя сценарий фильм был номинирован на "Золотую малину" (т.е. как один из худших сценариев для кинофильмов), мне ни сценарий, ни сюжет не кажутся такими уж плохими.
Конечно, фабулу Лукас придумал тривиальную (вернее сказать, классическую). Это фильм-миссия, квест. Имеется империя зла, где повелевает злая колдунья. По пророчеству (как же без него) родится ребенок, который положит конец темному владычеству. Ребенка, понятное дело, хотят убить и вырезают всех младенцев, родившихся в тот день в Вифлееме. Чудо-дитя, однако ж, чудом спасается: добрая нянька кладет его в корзину и пускает вниз по реке. Живущий на отшибе карлик (суть хоббит) вытаскивает младенца из воды и отправляется с ним в путь (квест). Единственный, но главный косяк сюжета заключается в том, что ребенок должен вернуться туда, откуда вышел. То есть, в замок злой королевы. Это как если бы Фродо Бэггинс взял кольцо и пошел с ним из Шира в Шир. Из-за этого парадокса сюжет пробуксовывает.
Но этот же "парадокс" задает фэнтезийному миру привычные нам очертания — мир выглядит похожим на яйцо. Это Земля в современном, адекватном понимании, в то время как мир Толкина был намеренно плоским, стоял на трех слонах и черепахе, и его окружало безграничное море, которое по силам пересечь лишь эльфийским кораблям.
По пути карлик обретает друзей, в том числе боевитого Мэдмэртигана (суть Арагорн), и двух шебутных лесных лилипутов (либо хоббиты Пипин и Меррин, либо эльфы, но не те, которые были в "Властелине колец", а подлинные эльфы, которые описывались в старых сказках или, по-крайней мере, в "Хоббите" Толкина). Их преследуют служаки темной властительницы (назгулы), возглавляемые принцессой Соршей. Между Соршей и Мэдмэртиганом впоследствии возникает роман (а еще впоследствии роман возникает между Джоанн Уэлли и Вэлом Килмером, так что в фамилии Уэлли появляется приставка "Килмер"), и таким образом обрисовывается столь важная для развлекательных фильмов любовная линия.
Больше всего в этом сюжете мне импонирует поистине толкиенутая внимательность Лукаса к "малому народцу". К малому народцу в буквальном смысле — потому что изначально за "малый народец" принимают всех фантастических существ. Мало того, что главным героем становится карлик, так он ведь еще и нянчится с "маленьким человечком", а среди его друзей числятся два совсем уж "мальчика-с-пальчика". И подобно героям Толкина, именно пузатая мелочь вершит судьбы большого мира.
Однако ж, этот дорогостоящий фильм (по тем временам 35 миллионов — приличный бюджет) собрал всего 57 миллионов, то есть, можно сказать, провалился в прокате, Уорвик "Виллоу" Дэвис отправился играть "Лепрекона", а Джордж Лукас расстался с идеями о сиквеле и вернулся к работе над "Звездными войнами". Фильм канул в лету, сметенный ураганом "Властелина колец", но фанаты фэнтези и архивариусы кино о нем помнят.