Режиссер:
Вл.Китт, Ева Белова. Сценарий: Вл. Китт , Оператор: Валерий Мартынов, Ольга Ливинская, Композитор: Александр Шкаев, Антон Эльдаров, Евгений Щукин.
В главных ролях: Катя Каренина, Алексей Завьялов, Софья Ледовская и котик. В ролях: Даниил Воробьев, Игорь Гаспарян, Антон Эльдаров и др.
На редкость нелепое кино. Нечасто увидишь на экране подобное. В нем все очень плохо, все неуместно, причем, будучи соединенными, нелепости создают что-то еще более нелепое, от чего аппарат восприятия сбоит. Из серии "пацаны, это так херово, что нужно смотреть немедленно". Мантикора — чудовище с туловищем льва, хвостом скорпиона и лицом человека. Если рассматривать данное описание исключительно как концепцию, не подключая воображение, не заполняя его смыслами, то выглядит оно глупо:
"Мантикора" — отечественная комедия с кавказцами, ментами и говорящим котиком, которую зачем-то замаскировали под фэнтези-хоррор с гонками. Сюжет непередаваем, он порой вызывает странную оторопь, — дескать, надо же быть настолько упоротым.
Я решила немедленно посмотреть фильм, взглянув на приложенную ниже картинку. Holy fuck, look at that!
Чтобы вы представляли, о чем идет речь, я вкратце обрисую положение: девушка-стритрейсер, являющаяся лидером ночных гонщиков, заблудилась в центре Москвы, нашла древний склеп и выпустила наружу мантикору. А вместе с ней на волю выходят злые черные машины, которые любят гонять с людьми, убивая их.
Основной сюжет фильма вырисовывается смутно, потому что скачет между никому не нужными второстепенными персонажами и двумя линиями, ярко противоречащими друг другу, абсолютно несовместимыми — отчетливо комедийной и мистической. При просмотре "Мантикоры" меня осенило, что в отечественных фильмах, особенно кинокомедиях, слишком много второстепенных персонажей, судьба которых никому не интересна. Обычно это какие-нибудь "смешные" парни с кавказским акцентом, жирные тетки, озабоченные бытом, неловкие менты или продавщицы. Все они вводятся для веселья, но никогда не смешат. А уж зачем вереница подобных типажей была введена в хорроре про мистическое создание, желающее соревноваться с лучшими из людей? Нет ответа. Авторам "Мантикоры", по-моему, хотелось снять комедийную мелодраму, где странноватая женщина-автоинструктор, одиноко живущая с говорящим котом, влюбляется в доктора, который и не доктор вовсе. С другой стороны, все немногочисленные спецэффекты фильма относятся к линии с гонками и... мантикорой. Только не спрашивайте, почему мантикора! Это будет слишком жестоко по отношению к авторам.
Это не первый фильм про подпольные ночные гонки по Москве. И даже не первый говнофильм про подпольные ночные гонки по Москве (см. "Стритрейсеров" Фесенко). Но только в "Мантикоре" залихватски соединены нечеловечески глупые ссылки на смерть Айртона Сенны, бабские шуточки, гонки за котом, спецэффект с нарисованной мантикорой, пожирающей голубоватых интеллигентов, и Черные Машины, которые гонятся за прикинутыми в соответствии с полным отсутствием вкуса глупыми мужиками. Это полная победа. "Мантикора" рвет остальных претендентов, как грелку. Fatality.
При этом, если рассматривать сам сюжет про противостояние людей и мистических созданий, мог бы получиться отличный хоррор, в котором древнее зло пробуждается, чтобы участвовать в схватке с лучшими из людей. Представьте себе улицы Москвы, на которые выходят чудовища, одержимые скоростью и жаждой крови. Они хотят сразиться с лучшими, не спрашивая их разрешения, и ставка в гонке — жизнь. Крутые молодые парни, крутые, не доставшие всех, чики, нормальные диалоги, люди против богов. Собственно, даже мантикора, сопровождаемая черными машинами, — в этом есть какое-то величие хорошего комикса. Но идея попала в руки совершенно не к тем людям. Это все равно что Петросяну дать "Эдипа" экранизировать. Айртон Сенна печальным взглядом как бы намекает авторам фильма: