Режиссер:
Геннадий Иванов. Сценарий: Геннадий Иванов (по одноименному роману Владимира Щербакова), Оператор: Аурелиус Яциневичюс, Композитор: Эдуард Артемьев.
В главных ролях: Игорь Старыгин, Ирина Алферова, Ханна Дуновска. В ролях: Улдис Норенбергс, Александр Филиппенко, Борис Химичев, Любовь Виролайнен.
Владимир Гордеев:
Советская фантастика – самая гуманная фантастика в мире
Смотреть и пересматривать советские фантастические фильмы довольно интересно. В СССР фантастику снимали редко, бюджеты выделялись скромные, режиссерам приходилось выкручиваться кто во что горазд (это хорошо удавалось Павлу Клушанцеву, Ричарду Викторову, остальным – не очень). Но есть и другой аспект, более личностный. Ведь что читали советские дети? Фантастику и приключения. Какая книжная серия была самой популярной? "Библиотека фантастики и приключений". Поэтому просмотр советских фантастических фильмов подымает из глубин памяти целый пласт детских воспоминаний.
Советская фантастика – самая гуманная фантастика в мире. 99% книг, посвященных контакту человечества с внеземным разумом, убеждали советского ребенка в том, что в космосе живут друзья. Это кардинально отличается от подхода "капиталистических писателей", которые, в основном, делали ставку на враждебность космоса (и это неудивительно: мир рыночных отношений – жестокий мир :).
Особенность кинокартины "Семь стихий" заключается в том, что одним росчерком пера можно было превратить фильм из "гуманного и позитивного" в "мрачный и депрессивный". Более того, это было бы даже логично! Но этого не произошло. В результате сюжет превращается во что-то бестолковое, притянутое за уши, довольно нелепое.
Вкратце, сюжет таков. Журналиста посещает инопланетный разум в виде Любови Виролайнен. Она – представитель более развитой цивилизации (интересная фишка: развитые цивилизации могут видеть будущее недоразвитых цивилизаций, но не могут видеть свое будущее). Она хочет о чем-то предупредить героя. Но – не предупреждает ) Типа, должен догадаться сам. На одной из планет далекого космоса находят уникальный вид жизни – цветки. Уникальность же состоит в том, что других живых существ там нет. Один из таких цветков привозят на Землю. Параллельно с исследованием цветка ведется амбициозный энергетический проект. А цветок тем временем превращается в женщину. Ее раса погибла во время глобального космического эксперимента. Энергетический проект землян можно использовать для возрождения той почти погибшей планеты. Проект вызывает опасения своей глобальностью. Инопланетянка втирается в доверие к ученому, замутившему проект, и лоббирует свои интересы среди других ученых. В конце концов, люди ставят эксперимент по использованию солнечной энергии, и он завершается успехом. А стало быть, теперь одна цивилизация протянет руку помощи другой, ура!
Роль главного героя при таком раскладе совершенно неясна. Он – просто очевидец событий. Точно так же неясна роль высшего разума. О чем он предупреждал? Да ни о чем. Так просто зашел на чай от нехуй делать.
Американский сценарист сделал бы так: журналист получает предупреждение от высшего разума. Предупреждение должно быть предупреждением, а не просто трепом. Если уж высший разум снизошел до человечества, значит, человечеству грозит серьезная опасность. Цветок – опасен. (Собственно говоря, я был уверен, что так и будет. И пребывал в полной уверенности вплоть до финала). Человечество, очарованное красотой инопланетной жизни, готово сунуть голову в петлю! Но журналист, гонимый всеми, как чужими, так и своими, тайком прокрадывается на предприятие и саботирует подготовку смертельно опасного эксперимента! Погибает сам, но спасает человечество! Великий герой, которому никогда не будут возданы почести… Вот она, трагедия! Трагедия, которой не было.