Режиссер:
Андрей Сергеевич Кончаловский. Сценарий: Андрей Кончаловский, Крис Солимайн (по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана), Оператор: Майк Саутон, Композитор: Эдуард Артемьев.
В главных ролях: Джон Туртурро, Эль Фаннинг, Натан Лейн. В ролях: Фрэнсис де ла Тур, Ричард Э. Грант, Юлия Высоцкая.
Фильм неожиданно (после той кучи говна, что вылилось на него в западной и отечественной прессе) понравился. Понравился, собственно, в двух моментах. Момент первый: наряженная елка в гостиной предстает в фильме огромным сказочным миром. Когда я был маленьким, то тоже воображал новогоднюю елку страной со своею жизнью; в отблесках елочных украшений мне виделись отблески и светотени той тайной жизни, окутанной густой зимней тьмой. Гофман написал историю о живых игрушках, а Кончаловский неплохо это историю проиллюстрировал (игрушки, как мертвые, так и живые, выглядят достаточно зачотно). Хотя думаю, что Кончаловскому пришлось непросто: видеоряд фильма балансирует на грани кича, пошлой безвкусицы; от гламурной роскоши и золота рябит в глазах, — ха-ха, сразу видно, что Кончаловский снимал кино на деньги банкиров и пытался соответствовать их представлениям о "прекрасном".
Второй приятный момент: из Джона Туртурро получилась зачотная фашыстская крыса. Мышиный король – самый эксцентричный в фильме персонаж.
Итак, мыши в фильме Кончаловского носят нацистскую форму, они – захватчики и оккупанты. Спрашивается, при чем тут нацисты? Разве были нацисты у Гофмана? Однако действие фильма происходит не во времена Гофмана, а веком позже (в сюжете неоднократно поминается Зигмунд Фрейд), где-то накануне Первой мировой войны. Действие фильма развивается в двух плоскостях – в реальном мире (уютный бюргерский мирок накануне I Мировой войны) и сказочном мире, в который проникает юная героиня вместе с Щелкунчиком (он является королем страны, захваченной мышами-нацистами). То есть, героине фильма снится будущее. Ей снится пророческий сон. Через какое-то время в Германию проникнет зараза нацизма, и принесут ее крысы, как разносят они чуму, бешенство и прочие чудовищные болезни. То есть, идеологическая зараза проникает в мир через невинные детские сны, ее несут крысы ночных кошмаров, и со временем она обретает форму… Да, друзья, фильм Кончаловского – похлеще "Белой ленты" Ханнеке будет. Во всяком случае, это довольно оригинальная работа.
Правда, как мюзикл фильм – полный отстой. Я искренне удивлен, как можно было из музыки Чайковского сделать что-то совершенно незапоминающееся, совершенно фоновое…