ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Счастье моё (2010)


Счастье моё
Средняя оценка: оценка: 3
2010. Украина / Германия / Нидерланды. 127 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Сергей Лозница.
Сценарий: Сергей Лозница,
Оператор: Олег Муту.

В главных ролях: Виктор Немец.
В ролях: Владимир Головин, Ольга Шувалова, Дмитрий Поддубный, Вячеслав Шихалеев, Тимофей Трибунцев, Алексей Вертков, Борис Каморзин, Павел Ворожцов, Дмитрий Готсдинер.

Награды:
2010 — Лучший режиссёр — Сергей Лозница (Кинотавр)

2010 — Гран-При (Минский кинофестиваль "Лістапад").

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Счастье моё"

оценка: 2.5

Фильм "на экспорт" (что и немудрено, учитывая то, что деньги на фильм давала заграница) и в то же время неэкспортный (рекомендуется к просмотру школоте, никогда не бывавшей за пределами МКАДа). Фильм, который оставляет противоречивое впечатление, потому что, с одной стороны, он создает миф, а с другой стороны, он иллюстрирует миф, потому что миф когда-то был уже создан… просто о нем позабыли (ну вспомните, например, "Бумер" – такая же мрачная, прочищающая сознание история вынужденной поездки в русскую глубинку. Причем и тут, и там почти некрасовской деталью отсвечивает одинокая баба, дающая приют приезжему мужику, который "не от мира сего"). Да и, наконец, это никакой не миф, – просто однообразные сцены и чрезмерно затяжные планы (самым утомительным предлагаю считать план, в котором визуально копируется поездка на дрезине… ага, из "Сталкера"… только у Лозницы герой едет на телеге, запряженной лошадью) придают фильму "иносказательность" и "притчеобразность", а также "эпичность", ну и, наконец, ту самую "мифичность". На самом деле, фильм расписывает виньетками ложной сути, типичными для скучного артхаусного кино, такую же скучную тянучку-правду жизни: бесконечно охуевшие бесконечные менты, опустившийся народ и – кругом — несправедливость, несправедливость, несправедливость…

Дальнобойщик едет в рейс. В пути ему попадаются всякие странные и не очень странные попутчики, а потом его огревают по башке дубиной сельские разбойники, сирые и убогие. Дальнобойщик (если это он, – а на самом деле, не разберешь), уже больше похожий на овощ, чем на человека, оседает в глубинке. После того, как героя отоварили дубинкой по башке, фильм Лозницы из роуд-муви превращается в схематичный калейдоскоп, в этакую затейливо смонтированную панораму жизни за МКАДом.

Финальная сцена (к слову, самая сильная сцена в фильме) завязывается узелком со сценой из начала картины, несравненно более оптимистичной. Эти две сцены объединены одной и той же локацией, одними и теми же второстепенными персонажами: провинциальные сотрудники ГИДББ, к финалу вконец распоясавшиеся от чувства безнаказанности (на них элементарно всем плевать, но у них есть значки и автоматы, поэтому у них безграничные возможности), чинят расправу на столичным ментом. Главгер же, подобно скорсезевскому Таксисту, устраивает пальбу. В отличие же от скорсезевского Таксиста, он валит всех: и бандитов, и их жертвы. Невинных нет. Жертвы сами виноваты, что стали жертвами. Россия – это Содом и отчасти Гоморра. Карающим же ангелом может стать любой смертный… и непременно им станет.

Скучный фильм с удивительно четкой, резкой, будто зашарпленной в фотошопе картинкой.

(01.03.2011)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Горе моё

Счастье моё оценка: 4

Сергей Лозница не нашёл финансирования своего первого полнометражного проекта в России, поэтому в списке стран производителей на первом месте гордо красуется Украина, а следом за ней – Германия и Голландия. Надо ли говорить о том, какой это прекрасный повод объявить всё, показанное в фильме, наглыми провокациями американских спецслужб, под дудку которых пляшет марионеточное украинское правительство – или кто у них там сейчас, на Украине, марионеточный?

До просмотра фильма подобные вопли (а было их немало), разумеется, не могли вызвать у меня ничего, кроме улыбки. Лозница снял чернуху – вероятно (думал я до просмотра), Лозница показал всё, как есть, а есть, скажем прямо, не ахти – вероятно (думал я до просмотра), ну так неча на зеркало пинать, коли хуй не встаёт. Но потом я посмотрел фильм – и ушёл озадаченным.

Дело в том, что единственная трактовка основной идеи, месседжа картины, которая приходит мне в голову, удивительным образом созвучна с моралью "Догвилля" фон Триера. Напомню, фильм Триера заканчивается умопомрачительной сценой расправы, после которой зрителю становится ясно: американцев надо убить всех, включая женщин, стариков, детей и калек. Оставить можно только собак, собаки ни в чём не виноваты. Собак у Лозницы нет – но все остальные элементы в той или иной форме присутствуют.

Не смотря на очевидное давление обстоятельств, и массу оправдывающих моментов, симпатии в героям Лозницы и вправду не ощущаешь. Весь изображённый им универсум – включая каждого его обитателя – кажется отвратительным, и достойным ковровой бомбардировки. Странно, потому что Лозница ведь не изображает нам плохих людей – кто-то из них совершает плохие поступки, кто-то наоборот – проявляет к главному герою сострадание, и даже спасает ему жизнь. Да и те, кто его бьёт, делают это в основном не со зла, а потому что так вышло. Люди, как люди, по своим душевным качествам в среднем не лучше и не хуже остального населения планеты.

Вероятно, такое отвращение к ним лично у меня вызывает покорность, принятие окружающей реальности всеми обитателями универсума, отсутствие каких бы то ни было потуг изменить хоть что-то. Гибкий грёбаный позвоночник. Лучше всего эту покорность вербализовал водитель в предпоследней сцене фильма – не лезь. Не просят тебя – не лезь. Чего лезешь? Вот все лезут и лезут. А ты не лезь!

В итоге – по мнению Лозницы – смерти повинен каждый, включая случайно попавшуюся под руку жену столичного мента, и того же сердобольного водителя.

Вообще, фильм, конечно, странный, и даже немного аляповатый. Не совсем понятно, к чему в фильме Лозницы два эпизода из второй мировой – отменные эпизоды, особенно второй, про солдат-патриотов, но оба они совершенно не вписываются в повествование. Не совсем ясна функция целого ряда персонажей, многие события зритель додумывает, причём у него здесь есть определённая свобода трактовок. Вероятно, Лозница пытался изобразить деревню, в которую попал водитель, как "гиблое место", добавить такой бытовой мистики – но получилось очень путано, неясно.

В любом случае – фильм очевидно снят человеком, которому есть, что сказать, а это для современного кино не так уж мало.

(03.03.2011)

Версия для печати


Мор: Все русские — свиньи

оценка: 2.5

Фильм Лозницы сперва кажется изощренной и весьма смешной пародией на русскую артхаусную чернуху. Как, например, как можно воспринимать начало, где красиво фиксируется, как льется бетон, после в яму скидывается труп под непременное "бля", и эта ситуация дополнительно фиксируется надписью "Счастье мое"? Иначе как пародию на русскоязычный артхаус я это воспринимать не могу. Это нелепо, это смешно. Но затем оказывается — опачки! — что это и есть артхаусная чернуха. Сначала "Счастье мое" — это необычное road-movie, парафраз "Бумера" с одиноким героем, где нормальный, вроде бы, парень-дальнобойщик с моральными принципами постоянно сталкивается с упоротым населением окраин. Причем столкновение героя с ненормальными, злыми, дикими героями носит тонкий иронический оттенок. Но это лишь видимость — к середине фильма Лозница откровенно уходит в отказ и начинает нести тяжелый темный бред, издавать бессмысленные киновопли. Кинопространство "Счастья" населено ментами и злобными ебанутыми людьми. "Это свиньи, свиньи, свииииньи!" — буквально вопит кино каждым кадром.

В "Счастье" меня поразило то, за что постоянно клеймят интеллигентов, если под "интеллигенцией" воспринимать не образованных эрудированных людей, а слабохарактерных "коренных питерцев", впадающих в ступор от любых проявлений реальной жизни и дрожащих от одной мысли о том, что в мире возможны ситуации противостояния. В фильме есть два совершенно чумовых в этом смысле флэшбэка, это военные истории. В первой мужик возвращается с войны с немцами на родину, где на вокзале его подзывает к себе проверяющий военный, поит чаем, расспрашивая про вещички, отпускает восвояси, а потом подходит с нарядом и шантажом забирает и платьице для невесты, и фотоаппарат, да и вообще весь чемодан, как если бы видел "клиента" в первый раз. Герой убивает его. А дальше идет чисто интеллигентский задвиг — подлость неизвестного офицера настолько его поражает, что искажает весь мир. Он не возвращается к невесте, он не возвращается никуда — и до старости рассказывает прохожим эту историю. Т.е. на дальнейшие переживания он уже не способен, аппарат восприятия смертельно поврежден. Лозница как бы говорит, что нормальные люди жить тут не могут, но при этом многие его отрицательные герои — это сломанные персонажи, зациклившиеся на одном и том же, как персонаж флэшбэка.

Второй флэшбэк — это вообще чума. После него Лозница даже не пытается что-то переосмысливать. Учитель-интеллигент не находит ничего лучше перед возвращающимися с войны солдатами, чем рассуждать о том, как немцы понастроят тут школ. Накопив за ночь злобы, солдаты просто убивают его. Но т.к. это русские свиньи, то они еще и грабят дом на глазах у оставшегося пацана-безотцовщины. Это — русские! Бойся русских! Они найдут тебя, изнасилуют тебя, твою жену, твоего сына, твоих кур, полевых мышей, а потом все сожгут просто потому, что они такие! Интересно, что при частичном идеальном попадании (его менты превосходны) Лозница создает ад на земле, показывает, что выходить за границы городов лучше вообще не стоит. Во многом он прав, однако будучи сконцентрированными в протяжный крик "Суки, суки, сукиии", его кинодействительность кажется крайне нелепой.

Кульминацией фильма является монолог "не лезь". Но в конце Лозница показывает, что лезь — не лезь, все равно сдохнешь, ведь это ужасная, ужасная страна, ааааа. А так как весь сценарий буквально пропитан интеллигентским ужасом перед окраинами, то никакого осмысленного сопротивления не оказывается, и фильм оставляет неприятное впечатление. Т.е. даже расстреляв совсем оборзевших инфернальных патрульных, его герой не в состоянии отличить виноватых от невиноватых, он просто идет по дороге. Думаю, там надо было включить Rabbit in your headlight.

В итоге крайние удачи в умении схватить точные моменты тонут в бессмысленном и беспощадном русском артхаусе, где псевдотарковщина смешивается с бесконечным зацикливанием мудаков, бандитов и злобных стариков. Посмотрите лучше веселый гонконгский боевичок, от них поднимается настроение.

(06.03.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: