Режиссер:
Пол Верховен. Сценарий: Херард Сутеман, Пол Верховен, Оператор: Ян де Бонт, Композитор: Бэзил Поледурис.
В главных ролях: Рутгер Хауэр, Дженнифер Джейсон Ли. В ролях: Том Бёрлинсон, Джек Томпсон, Фернандо Ильбек, Сьюзен Тиррел, Рональд Лейси, Брайон Джеймс.
Награды: КФ в Нидерландах — лучший фильм, лучший режиссер..
Фильм Пола Верховена повествует о "псах войны", наемных воинах средневековья. Костюмный боевик, разбодяженный фирменным верховенским сарказмом. Хотя, по мнению Рутгера Хауэра, сыгравшего роль вожака банды наемников, как раз иронии фильму и недостает. Недовольство Хауэра послужило причиной ссоры между ним и его приятелем Верховеном, что, возможно, даже отразилось на дальнейшей кинокарьере Хауэра – так, глядишь, снялся б он в "Робокопе" и не скатился бы до уровня фильмов категории "Б"…
Хауэр играет вожака банды наемников. Отряд обманут вероломным правителем города-государства, отказавшимся платить за их работу. Разгорается локальная классовая война. Отряд мстит. Они грабят и убивают; наконец, они пленяют юную аристократку, невесту сына правителя. Столкновение двух миров порождает взрыв любви: Мартина влечет к выходице иного мира, обладающей белой нежной кожей и хорошими манерами, а она уступает его "животности".
Впрочем, ею движет не только стремление жить (конечно, она сразу просекает, что нужно замаслить лидера)… Всё, что с ней происходит, — это еще и захватывающее сексуальное приключение. Ах, эта маленькая шлюшка, чья похоть возросла на ниве монастырского аскетизма! Героиня фильма волею судьбы падает на дно, и это невольное падение легитимно развязывает ей руки, сбивает замок с ее пояса целомудренности.
В финале фильма она выйдет сухой из воды, – воссоединится со своим женихом; отряд же "обнаглевших" наемников будет разгромлен. Подобный "хэппи-енд" недвумысленно намекает, что аристократия всегда объегорит простого мужика – на то она и аристократия… Зато мужик живуч словно крыса. Весьма символичен последний кадр: маленькая фигурка Мартина, покидающего пепелище.
Средневековье в представлении Верховена – эпоха разнузданного разврата и вседозволенности. Это праздник, который всегда с тобой, сексуальная революция, длящаяся несколько веков. Что представлял собой социум в то время? Немногочисленные аристократы, немногочисленное духовенство, все же остальное — развязная чернь. Конформистской, цементирующей прослойки (средний класс и интеллигенция) в то время попросту не существовало.
Напрашивается парадоксальный вывод: мы все дальше отдаляемся от свободы. Возрождение, а впоследствии — век Просвещения, а вслед за ним — французская буржуазная революция, заковали веселую европейскую цивилизацию в оковы ханжества, чванства, лицемерия и пуританства.
Что характерно, фильм с такой освежающей идеей отличается унылой тяжеловесностью (причем, чисто "технически", снабжает фильм вот этой вот тяжеловесностью пафосная, угнетающая музыка Бэзила Поледуриса, ну и, конечно, затянутость большинства сцен).