Режиссер:
Александр Митта. Сценарий: Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта, Оператор: Валерий Шувалов, Композитор: Альфред Шнитке, Художник: Теодор Тезик.
В главных ролях: Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров. В ролях: Ксения Пирятинская, Балбытай Сейтмамутов, Валерий Сторожик, Кармен Галин, Владимир Басов, Вениамин Смехов.
Сказочное "роуд-муви" Александра Митты — одно из самых ярких киновпечатлений детства. Тогда фильм показался мне тягостным и мрачным трипом продолжительностью в вечность. Подобных ощущений можно добиться и ныне, если хорошенько нажраться накануне и включить плеер похмельной рукой.
В центре повествования – розыски блондинистой девочкой своего младшего брата, похищенного злодеями. Мальчик обладает сверхъестественным талантом: он может чувствовать золото. Если презренный металл близок, мальчика одолевает чудовищная мигрень. В общем, не мальчик, а клад. Для кладоискателей.
Девочку сопровождает странствующий лекарь, философ и поэт Орландо (роль Андрея Миронова). Собственно говоря, сюжет фильма охватывает только ту часть странствий, в которых принимает участие Орландо. В какой-то момент он погибает, сраженной бубонной чумой, которая персонифицирована в убогой нищенке. В этот момент путешествие внезапно прерывается. Одиннадцать последующих лет почему-то остаются за кадром. Потом – шлёп! И девочка, нисколько не постаревшая, находит взрослого брата, вкушающего дары сладкой жизни, развращенного и деморализованного богатством.
"Сказка странствий" была снят Миттой после феноменального зрительского успеха его "Экипажа", советского фильма-катастроф. На средства, видимо, не поскупились – визуально "Сказка странствий" выглядит весьма эффектно. Запоминаются сцены, открывающие фильм: средневековый европейский городок празднует наступление Нового года. Зло приходит в облике Деда Мороза.
Наконец, в фильме мы видим очень зачотного дракона. Вероятно, это самый огромный дракон в истории кино. Его спина – это горный хребет. Гигантские размеры дракона сообщают нам об его древнем хтоническом происхождении. Тварь, мучительно преодолевая земное притяжение, притащилась из глубины веков и навеки застряла в болоте. Дракон источает тепло, поэтому странствующие рыцари вместо того, чтобы убить чудовище, расселяются среди его чешуй. Земля, согреваемая драконьим теплом, плодоносит со страшной силой…
Фильм дробится на несколько крупных сцен: похищение ребенка посреди зимы; дракон; заточение в башне и побег на "рукотворном нетопыре"; город, зараженный бубонной чумой, и смерть Орландо; обретение брата. Монтажные стыки выглядят странно, почти что комично: вот, например, драматичная маринистская сцена. Буря, пламя, изрыгаемое драконом, утлые суденышки захлестывает вода. И вдруг – бац: герои уже как ни в чем ни бывало идут по бережку и препираются. Словно авторам фильма надоела предыдущая сцена, и они, одним махом с ней покончив, перешли к следующему сюжетному куску.
При всем при этом фильм вполне великолепен, как и всякая сказка, снятая на сказочных территориях стран соцлагеря…