На первый взгляд может показаться, что криминальный фильм Алена Корно "Выбор оружия", изображающий жизнь по ту сторону закона, воспевает пресловутую "воровскую честь".
Знаменитый шансонье и артист кино Ив Монтан, между прочим, большой друг СССР ("Задумчивый голос Монтана звучит на далекой волне…"), играет Ноэля, аристократа с темным прошлым. В какой-то степени это шаман, стоящий одной ногой в мире "живых", а другой ногой – в мире "мертвых", то есть, ему приходится вдвойне тяжелей, чем обычному человеку: ему приходится лавировать между требованиями, запретами и условностями сразу двух миров — обывательским миром и миром криминальным.
Когда в поместье, где он обретается с красавицей женой (Катрин Денев) и мирно разводит лошадей, врываются два беглеца – его старый друг Серж, тяжело раненный в перестрелке с полицейскими, и совершенно незнакомый чувак по прозвищу Микки (Жерар Депардье), который сбежал из тюрьмы и убил полицейского, — Ноэль моментально даёт им приют и обещает оказать всякое содействие. Это его долг.
В любом из существующих миров должен быть порядок, иначе этот мир обрушится в тартарары. Мир французского криминалитета, созданного фантазией Алена Корно, держится на таких ответственных людях как Ноэль.
Ноэль помогает. Ноэль наказывает. Например, брата Сержа, крупного торговца, который всячески открещивается от родства и, соответственно, оказания помощи, Ноэль грабит.
Сюжет развивается стремительно и обломно: Серж умирает (Ноэль быстро хоронит его своимим руками на лесной опушке), а Микки втемяшивает себе в башку, что Ноэль их заложил. У Ноэля появляется случайный враг. Стремясь обезопасить свой дом, а также выполнить свой долг – оказать-таки Микки посильную помощь, он пытается разыскать Микки и расставить точки над "и", однако "благими намерениями вымощена дорога в ад".
Микки – выходец из спальных района Парижа, импульсивный гопник, дичающий на глазах. Он — боксер, крепкого по фактуре парень, но в то же время слабый духом. Он попал в иной мир, и этот мир ему не по зубам. Оказавшись по ту сторону закона, Микки начал катиться в бездну. Его возня с малолетней незаконнорожденной дочерью, – это не косяк режиссера. Это вовсе не дань сентиментализму, не уклон в пошлую мелодраму на потеху публике. Дочь Микки – это символ безвозвратно утерянного мира. Как только Микки осознает, что его мир окончательно для него потерян, он начинает испытывать к дочери, как последнему символу того мира, его плоти от плоти, доселе невиданные чувства. "Осознание Микки", в частности, иллюстрируется сценой похищения дочери: он везет ее на морское побережье и купает в холодной осенней воде, под противно моросящим дождем. "Вода теплая" — орет Микки и прыгает в волнах, не снимая одежды. Он торопится, спешит. Он знает, что другого случая свозить дочь на пляж ему может не предоставиться.
Живым и невредимым из этой передряги выберется лишь самый стойкий, тот, кому удастся пройти естественный отбор. Корно показывает жизнь в зазеркалье, которая в конечном результате подчинена принципу сансары и закону кармы, порождаемой предыдущими действиями, в том числе следованию долгу чести и тому, что ошибочно понимается под "долгом чести". Главный герой фильма, Ноэль, изо дня в день получает "уроки жизни" и дает уроки жизни обитателям обоих миров – "грабителям и полицейским".
Классический французский криминальный фильм, лаконично снятый, четко сконструированный, с отличными актерскими работами. На фильм падает еле уловимая тень "пацанско-нуарских" фильмов Мельвилля вроде "Стукача", но это лишь приятно оттеняет законченную, тщательно продуманную режиссерскую работу Алена Корно.