Режиссер:
Владимир Владимирович Бортко. Сценарий: Леонид Богачук, Александр Червинский, Михаил Лещинский, Ада Петрова, Операторы: Валерий Федосов, Павел Засядко, Композитор: Владимир Дашкевич.
В главных ролях: Микеле Плачидо. В ролях: Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Нина Русланова, Николай Устинов, Хашим Рахимов, Юрий Кузнецов, Виктор Проскурин, Иван Краско, Виктор Бычков.
Награды:
"Кинотавр" — лучшая женская роль. Конкурс профессиональных премий к/с "Ленфильм" — лучшая режиссура, лучшая операторская работа..
Последние дни афганской войны. Отряду майора Бандуры поручено доставить в кишлак, командиру тамошних партизан – Адилю, муку, оружие и боеприпасы: это как бы такая советская репарация. На обратном пути отряд попадает в засаду, после чего "империя наносит ответный удар"…
При пересмотре "Афганского излома" неожиданно находишь кое-что, объединяющее его с недавно отшумевшим лауреатом всех мыслимых американских кинопремий "Повелителем бури". Конечно, фильм Кэтрин Бигелоу – весьма скромный по голливудским меркам фильм, тогда как "Афганский излом" по советским меркам – настоящий блокбастер со спешл гест стар Микеле Плачидо (дико популярным в СССР, благодаря роли комиссара Коррадо Каттани, актером). Конечно, в фильме "Афганский излом" нет "субъективной камеры", и "достоверность" достигается иными средствами: к примеру, фильм открывает предельно натуралистичная сцена обрезания.
Однако оба фильма повествуют об ужасах и ошибках войны, и оба фильма в то же время ищут и находят в войне своеобразные плюсы.
В фильме Бигелоу доминирует плохо скрытая мечта бабы-режиссера, по жизни окруженной задротами, о настоящем мужыке со стальными яйцами, которые закалены как раз в кузнице войны. В фильме Бортко персонажи женского пола, медицинский персонал при полку, неоднократно называют войну в Афганистане "лучшими годами в жизни" и заранее начинают испытывать ностальгию по стране духов. Этому находятся свои нехитрые объяснения. Например, врачиха Катя, влюбленная в Бандуру, знает, что по приезду домой им никогда не быть вместе, потому что у Бандуры – семья, которую он не намерен бросать…
Но в фильме дается еще один взгляд на положение вещей, сатирический взгляд, который Бигелоу элементарно недоступен в виду его сугубо советской специфичности, а американским зрителям, соответственно, был бы совершенно непонятен. Короче, для советских граждан, засохших и зачахших за железным занавесом, даже Афганистан – пиздатая заграница. Два враждебных народа сливаются в общем экстазе: чурбаны – прирожденные барахольщики, а советские люди – люто голодные дикари, которым развитой социализм годами не давал шанса превратиться в общество потребления. В батальон, под самый занавес военных дел, прибывает мальчег-мажор, молоденький лейтенант, сын высокопоставленной армейской шишки. Первый вопрос, который он задает: а чо, это правда, что здесь можно купить японский видеомагнитофон? Пацан приехал за безопасными медалями и на шоппинг.
Самая клевая в фильме сцена: визит на афганскую барахолку. Грузовик, битком набитый бабами (они, как специалисты, сопровождают лейтенантика-мажора), за ним следует БТР. Маршрут давно налаженный. Бабы слаженным хором поют "жизнь невозможно поверну-у-уть наза-а-ад…". Даже "маленькая неприятность", случившаяся на рынке (непреднамеренное и нелепое убийство карлика молодым солдатиком), не может омрачить прекрасное настроение наконец-то отожравшихся троллей. "Жизнь невозможно повернуть назад", – слаженный хор женских голосов разносится по пустыне и на обратном пути. А когда в финале фильма прибывает самолет, чтобы отвезти советских граждан на родину, то нашим глазам предстает сюрреалистичное зрелище: среди легко раненых и калек – целые горы цветастых коробок с импортной бытовой техникой …