1960-й год. Пески Саудовской Аравии. Взвод французских бойцов идет к месту падения французского же самолета. В Аравии неспокойно. Повстанцы, все дела… авторы фильма открывают мне глаза на то, что Франция, оказывается, боевитая страна! Успела повоевать аж в безжизненной и малолюдной Саудовской Аравии. Взвод забирается в нищий глинобитный город (почему, кстати, нищий?), где живут лишь женщины и старики, поскольку мужчины, полные сил, находятся в окрестных городах на заработках (чего там они делают – отсасывают нефть? Работают в сфере обслуживания?). И тут выясняется, что по соседству с людьми в этом городе живут джинны-невидимки. Они сводят солдат с ума, те начинают стрелять друг в друга… а один чувак, самый ебанько, таскающийся всюду с ручной кинокамерой, может этих джиннов видеть. Уникальная местная старуха, которая тоже может джиннов видеть, уговаривает его остаться, сменить ее на посту и смотреть, смотреть, смотреть на джиннов до скончания века :)
Аннотация к фильму вдохновляет. Можно предположить, что мы имеем дело с дешевым, но сердитым "командным боевиком" в духе фильмов Нила Маршалла, но на самом деле "Джинны" – попросту унылое говно, в котором мало действия, зато много раздражающего ора. Джинны – это не те прикольные джинны, которых мы могли видеть ну хотя бы в советских фильмах производства студии "Таджикфильм" типа "Новых сказок Шахерезады", а просто невидимые люди (для избранных глаз – мерцающе-силуэтистые, типа Хищника). Они тупят… Фильм настолько тосклив, что даже субъективная камера, подражающая операторской работе в "Черном ястребе" Ридли Скотта, как-то ленива и слабодёрганна.
Смотреть этот фильм абсолютно незачем. Но он отражает одну странную тенденцию нового времени, непонятно откуда взявшуюся и зачем, – затемнять и монохромизировать изображение. "Джинны" мало того, что скучны, так еще и визуально невнятны.
В прошлом номере мы писали про фильм о троллях, снятый аутентичными норвежцами, в этом будет фильм о джиннах, снятый аутентичными арабами и французами. Приведем его тут в качестве примера плохого фильма о мифических существах. Мифические существа тут не имеют ничего общего с настоящими, то бишь с такими, как в сказках. Режиссеры выдумали странных джиннов, которые живут где-то в южном Алжире. Их никто не видит, кроме Избранных, да и им они предстают в виде каких-то полупрозрачных созданий. И вот эти Избранные передают друг другу свой охуенно полезный навык. А джиннов целый народ, и помимо того, что они почти невидимые, они еще могут влиять на человеческую психику — копаться в воспоминаниях, навевать кошмары и всякое такое. Как видите, ничего общего с настоящими джиннами.
А в пустыне короче заблудились французские солдаты, которые ищут Таинственный Чемоданчик, попутно воюя с арабами. А в чемоданчике приказ де Голля взорвать ядерную бомбу. Его везли на самолете, но джинны сделали так, что самолет упал. И потом всеми силами пытаются этот чемоданчик отнять. Почти все французские солдаты и арабы в результате этой борьбы умирают, а один становится Избранным, но он тоже, видимо, умирает, потому что еще один солдат приносит чемоданчик в штаб, и ядерная бомба взрывается, уничтожая всех джиннов, бедуинов и Избранного. Это все.
Несмотря на то, что структура фильма не такая линейная, как представлена выше (все подробности про джиннов выясняются по ходу фильма, флэшбеки иллюстрируют кошмары героев, а про ядерную бомбу это был спойлер), кажется, что фильм не французский, а, наоборот, американский, настолько все а) бодро и профессионально снято; б) прямолинейно и предсказуемо. Группа солдат натыкается на ужас древней цивилизации! Охуительно ново, ага. Нестандартный хоррор! Дополнительного уныния придает то, что большая часть действия происходит ночью, в кадре постоянно темно, так называемых джиннов почти не видно. Ну, и то, что все в итоге погибли, не доставляет веселья. Такая фантазия на тему "Арабского кошмара", только приблизительно в сто раз хуже.
Но эта унылость и вторичность не главный грех. Главный грех — надругательство над гордым джиннским народом, я не сомневаюсь, что режиссеров ждет ужасный, ужасный конец. Примерно как взломали египетские пирамиды. Мне интереснее думать, что они в жизни выпустили настоящих джиннов из бутылки, и это вызвало нынешние волнения в Северной Африке, чем вспоминать перипетии этого фильма.