"Дракула" Терренса Фишера – не просто фильм, принесший славу британской студии "Хаммер", которая заставила потесниться на поле боя за кошельки зрителей голливудского мейджора "Юниверсал", прежде доминировавшего в среде жанра "хоррор". Это одна из трех лучших экранизаций романа Брэма Стокера – наравне с "Дракулой" Тодда Браунинга (1932) и "Дракулой"Фрэнсиса Форда Копполы (1992). "Носферату"Мурнау и римейк Херцога в расчет не берем – в знак почтения перед вдовой ирландского писателя, чуть не уничтожившей все копии мурнаувского "Носферату".
Бюджет "Дракулы" Фишера составил меньше сотни тысяч фунтов стерлингов. Но этот чрезвычайно бюджетный фильм выглядит весьма изысканно и элегантно. Вряд ли трансильванский кровопийца-аристократ, продливший себе существование на пару веков за счет любви к человеческой крови, в исполнении Кристофера Ли чем-то уступает Беле Лугоши. Ничуть не хуже смотрится в роли Ван Хельсинга и Питер Кашинг. Честно говоря, сплошное удовольствие наблюдать за тем, как эти два долговязых худых парня (один с осиновым колом и молотком, а другой – в черном плаще супергероя) азартно носятся друг с другом. С этими двумя артистами в том 1958 году Фишер снял "Собаку Баскервилей" (Кашинг играл Холмса, а Ли – сэра Генри Баскервиля… Очень жаль, что не Ватсона). Британцы уходят в сторону от медлительных американских фильмов ужасов, где неторопливо дрожали тени, а различные монстры неспеша нависали над своими жертвами. В "Дракуле" Фишера "ударные" сцены поставлены довольно динамично, и то же самое можно сказать о звуковом сопровождении… Конечно, когда Коппола снимал своего "Дракулу", он в большей степени вдохновлялся классикой заокеанского хоррора, нежели голливудского.
Сценарист Фишера, Джимми Сэнгстер, даже предпринял попытку обновить сюжет: чуть-чуть, самую малость, чтобы ввести в него хотя бы парочку неожиданных ходов. Так, например, оказывается, что Джонатан Харкер прибыл в замок Дракулы с особым умыслом. Он знал, что здесь живет кровопийца, но прикинулся библиотекарем, чтобы расправиться с чудовищем. Однако терпит поражение. Ван Хельсинг едет по его следам, но упускает вампира. Веселая кутерьма в замке, в которой участвует Харкер, Дракула и барышня-вампир в сексапильном плате послужила объектом пародии для Романа Поланского в комедии "Бал вампиров", а Коппола ввел в свой фильм сразу трех барышень в эротичных костюмах (и без), среди которых мы можем обнаружить Монику Белуччи.
Я видел немного фильмов студии "Хаммер", еще меньше я видел хороших фильмов студии "Хаммер", но "Дракула" определенно входит в их число.