Это я заказала фильм в Разделочную, но я работаю на заводе от звонка до звонка, и возвращаясь домой, уже не в состоянии писать длинные тексты про фильмы. Идея рецензии, которую я планировала написать, заключалась в том, что Аронофски снял свою версию "Бойцовского клуба", в котором Мила Кунис — Тайлер Дерден Натали Портман. Самое удачное в фильме — то, как неожиданно он к этому подводит.
"Черный лебедь" начинается как классическая заунывная драма о стремлении стать первой, каких снят целый миллион. В сочетании с отличными актерами это выглядит как заявка на премию и вызывает заочную тоску. Так и оказывается — Натали Портман великолепно изображает зажатую балерину, которая идеально танцует Белого лебедя, но с Черным справиться никак не может, потому что контролирует каждое движение. Худрук (Кассель) пытается раскрепостить ее, вызвать у девочки-отличницы сексуальные желания, заставить ее убрать контроль — и расслабиться, отдаться образу. Но героиня Натали убрать контроль не может, он является ее составляющей, въевшейся с детства. Ее быт устрашает. Она заперта суровой матерью, словно маленькая худенькая птичка, и тренируется снова и снова, чтобы быть первой. Но, не умея убирать контроль, она может его полностью потерять.
И — ВНЕЗАПНО — с середины фильма "Черный лебедь" превращается из драмы в шикарный мистический триллер с паранойей, безумием и неоднозначностями. Меня очень пронял момент, когда обдолбанная Натали запирает дверь, за которой бушует мать, и валяется в кровати с Кунис. Этот побег от матери по коридору выглядит дико. Она просыпается, идет на работу, но там уже параллельная реальность, на сцене танцует Тайлер Дерден. Шикарно сделано. За этот перепад, сюрприз, которого никак не ожидал, Аронофски хочется поблагодарить. Местами это по-хорошему жуткое кино о разрушении личности.
Новый фильм Даррена Аронофски про балет – комплексное произведение, в котором мы находим отголоски психологического триллера, "производственного романа" и мистического хоррора. А коротко говоря, это фильм про балерину-шизофреничку. Натали Портман играет очень старательную танцовщицу Нину, мечтающую стать примой балета (если вспомнить классификацию Кшесинской, то балерин в стране может быть лишь несколько. Все остальные, выступающие на сцене, – лишь танцовщицы). Такой случай предоставляется Нине, когда не менее амбициозный режиссер труппы собирается поставить "Лебединое озеро", в котором роль черного и белого лебедя должна играть одна и та же, и Нина оказывается в числе претенденток. Однако, по мнению режиссера, Нина годится лишь на роль белого лебедя. Уж такая она… невинная. Ей предстоит найти где-то в глубине себя "черную половину" и освободить ее для танца.
Нина ужасно сцыт, что роль уйдет ее дублерше, в которой "черная половина" души раскрыта очень ярко (дублершу играет Мила Кунис)…
Предсказуемый, но честный и оттого классный финал: белый лебедь остается белым, что бы там он себе не воображал и что бы себе ни воображала публика.
При просмотре этого темного фильма, медленного, но красиво снятого и довольно любопытного, меня неотступно преследовал призрак другого фильма "на тему" — это фильм Анджея Жулавского "Одержимая". Сравнение идет не в пользу "Лебедя"; хотя, конечно, игра Портман впечатляет. Интересно, кстати, что говорят об ее игре балетоманы?
Дмитрий Савочкин:
Хорошая Портман, плохая Портман – главное, у кого ружьё
Я уже как-то говорил, что для психиатрического триллера самое важное – зачотно выбрать заболевание. Постановщик психоделических мистерий и плакательных мелодрам Даррен Аронофски имел о триллерах весьма смутное представление, и решил долго не заморачиваться: его героиня страдает половиной психиатрического справочника. Наиболее точным и самым коротким диагнозом, который дядька Димка поставил бы ей на глазок, является "Хроническая прогредиентная шизофрения с галлюцинаторным синдромом, дисморфоманией и сенестопатическими расстройствами", но это, как я уже сказал, сильно укорочено.
По этой причине просто для переваривания того, что тебе показывают в кадре, зрителю нужна некоторая подготовка – так просто вываливать это на головы женщин и детей я бы не рекомендовал. (Вот странно устроены все эти возрастные цензурные системы – скажем, половину порнофильмов, которые я видел, я бы смело показывал даже младенцам, а этот, не особо отягощённый насилием и сексом фильмец – тут даже тема сисек не раскрыта – я бы показывал только зрителям 21+, и то не всем). Если же вам интересно моё мнение непосредственно о фильме, то это – крутая шняга. Однозначно лучший фильм Даррена Аронофски, и на данный момент один из лидеров в моём личном топе-2010.
Конечно, картина не лишена недостатков. Главных я нашёл два.
Во-первых, фильм практически по всем фронтам умопомрачительно вторичен. Мы уже видели тысячу раз великовозрастную девочку, живущую с подавляющей её мамой (да, да, где-то здесь бродит призрак Пианистки, и Ева Пунш с топором). Мы видели уже "разбоки за занавесом" (прежде всего в голову приходит верховеновский "Шоугёрлз", но и до него тема множество раз раскрывалась). Мы видели уже и плющилово, и дрочилово. Но, правда, у Аронофски получилось уникальное, собственное сочетание всех этих компонентов.
Во-вторых, Аронофски вопиюще прямолинеен, его образы и метафоры отдают каким-то даже детским примитивизмом, за что фильм невероятно любим хомячками всех мастей и расцветок (в то время как, повторюсь, хомячкам его смотреть вообще противопоказано – это вредно для их психического здоровья). Сей факт напрягает, потому что для настоящего небыдла смотреть фильм, любимый хомячками – западло, а хвалить его – западло вдвойне. И надо обладать определённой внутренней устойчивостью, чтобы составить о картине непредвзятое мнение.
И всё же, не смотря ни на что, картина выносит мозг, основательно прочищая то место, где он раньше находился. У Аронофски получилась просто ядерная смесь из мыслей, чувств, образов, запахов блевотины и движений – смесь, которая не может оказаться под силу каждому. Это такой шизофренический коктейль – причём в самом чистом, первозданном и незамутнённом значении слова "шизофренический".
Ручная камера поначалу создаёт ощущение небрежности, грязи – но к концу фильм поражает выверенностью и основательностью каждого элемента постановки (единственный сюжетный момент, который, по-моему, оказался немного профукан – это персонаж Вероники, который был любовно введён, а потом забыт). И, конечно, блестящая игра актёров. Портман, для которой эта картина – соло от начала до конца, сдала экзамен на "отлично". И чюдо как хороша Кунис – я всегда знал, что она отличная актриса, но почему-то видел её раньше исключительно в фильмах, где её роль была неудачной. В "Максе Пейне" она являлась охуительным мискастингом, а в "Книге Ильи" ей просто некого было играть – там все сенсоры забивал Дензел Вашингтон. А тут – на тебе. Вот она какая, красотуля. Остальных как-то меньше заметил, хотя там играл ещё Кассель, и мебелью в коридоре постояла Винона Ридер. Но, в общем, все молодцы, спасибо, идите попейте водички, а потом будем делать разбор полётов.
Некоторые моменты – и довольно многие – вызывают прекрасные вопросы типа "как они это сделали"? Портман и Кунис, крутящих фуэте? Компьютерные спецэффекты на материале, снятом ручной камерой? Но это всё хорошие, добрые вопросы, их приятно себе задавать, об этом приятно думать.
Это зачот.
И – да, ружья в фильме нет, в названии рецензии просто цытата.