М. Найт Шьямалан уже долгое время (лет пять) мучает американских продюсеров, снимая в Голливуде безприбыльное индийское кино. В конце концов Голливуду это надоело.
Состоялся мстительный культурный обмен.
В Болливуд был заслан типа "независимый" казачок — дочь Дэвида Линча, Дженнифер Чамберс Линч.
В результате дочь Линча сняла полуэротический фэнтезийный фильм ужасов, одновременно напоминающий рекламу парфюма и рекламу турагенства.
Клиповый монтаж, гламур, нелепая клоунада и воскурения ароматических палочек под чтение мантр... при этом, что удивительно, абсолютно ничего авторского, дженниферо-чэмберсно-линчевского. Просто голимый болливудский фильм, сделанный в жанре хоррора с небольшим количеством обнаженки.
Видно, что задумка дочери Линча была довольно любопытной. Однако старания продюсеров с индийской стороны превратили сценарий во что-то невообразимо корявое, зато – вполне в индийском духе. Я буквально вижу, как эти доброхоты умоляют: "Дженни, пусть твой герой повторит фразу несколько раз, а то наш зритель не догонит смысла". Натурально, удивительные по бессмысленности диалоги состоят из бесчисленных повторений и какой-то сверхъестественной тупизны: то есть, supernatural’ность фильма проявляется еще и на сценарном уровне, на уровне диалогов.
Дженнифер Чэмберс Линч отреклась от фильма после того, как ее отстранили от монтажа. Ей-то хотелось сделать "историю любви", а продюсерам хотелось получить фильм ужасов.
Вы, наверное, и сами знаете, какие "фильмы ужасов" снимают индусы…
Пара слов о сюжете. Народ поклоняется древней богине-змее, обитающей в глубине джунглей. Богиня, естественно, бессмертна. Злой американец, чей мозг разъедает рак, похищает любовника богини и сажает его в террариум. Богиня долго болела, а потом превратилась в человека и отправилась в город, чтобы навестить своих друзей отомстить похитителям и спасти своего очкового возлюбленного. Американец надеется, что Наагин приидет к нему, и тогда он отберет у нее камень "наагинум", дарующий бессмертие.
Другой главный герой фильма, местный полицейский, расследует серию убийств, совершенных гигантской змеей. На то, что это змея, указывают многочисленные улики типа следов зубов и огромного количества вспрыснутого яда. Свидетели и очевидцы также хором твердят, что видели гигантскую змею. Но доблестно приземленный мент считает, что убийства совершил человек. Он верит только своей безумной теще: как-то раз она будит его среди ночи и рассказывает ему развязку фильма, подытоживая: "Помоги богине разделаться с плохим человеком!" Поутру мент прыгает в автомобиль и мчится богине на помощь…
Из немногочисленных плюсов фильма можно отметить на редкость привлекательную Малику Шерават в роли Нагин, а также единственно логичную на весь фильм фишку: богиня совершенно не понимает английского и хинди, но способна понимать молитвы.
Мор:
Рецензия на фильм "Ш-ш-шшш / Наагин: женщина-змея"
Не фильм, а эротический клип Малики Шерават, которая соблазнительно извивается, ползет по столбу, выгибается и печально смотрит при этом, хотя никому уже нет дела до ее лица. Малика Шерават недостаточно мне нравится, чтобы наблюдать за этим, а также отвечающими за чтение морали героями на протяжение хронометража фильма. Играют все так, словно у них паралич. Надеюсь, великий индийский народ уже осудил данное кино, в котором всего одна (!) песня и ноль действия. Изобразить любовь к похищенной змее у Малики Шерават получилось не слишком убедительно, хотя авторы спецэффектов и гримеры честно старались, создавая преображение монстра. Есть и еще один нюанс — этот фильм не может пугать, поэтому должен заинтересовывать, а делает это крайне слабо.
Мне кажется, что индийская мифология гораздо глубже и многограннее, чем это возможно показать в рамках голливудского хоррора. В итоге схемы и швы, которые буквально раздражают нарочитостью, не позволяют воспринимать всерьез даже удачные моменты данного кинопродукта. Посудите сами — чокнутый белый, умирающий от рака, пытает электричеством заточенную в аквариуме змею. Самец печально разевает рот и ждет, когда его женщина, богиня змей, придет за ним. Богиня змей действительно приходит — в облике человека, хотя это неудобно. Но не будут же зрители наблюдать весь фильм за ползующей к цели змеей, так? Поэтому периодически ползет Малика Шерават.
Работы Дженнифер Чамберс Линч тут не чувствуется вовсе. Или же на чуждом материале она просто потерялась, или итоговым монтажом и сборкой произведения занимались совершенно другие люди.
Зато я узнала о том, что в Индии существует довольно интересный праздник — Холи, фестиваль красок. В это время индийцы могут носиться по улицам, размазывать друг по другу разноцветные краски и вообще вести себя крайне раскованно.
Свирид Свиридович (сп'янілим голосом). Ето напомінаєт мнє фільм Хічкока. Він і Вона сидять, оба голиє. Он з ножом. Вона з топором, рєжуть ковбасу і їдять. А над іми стоїть д'явол в образі женщіни.
Свирид Свиридович намагається ізобразіть, як виглядав д'явол в образі женщіни в фільмі Хічкока.
Лесь Подерев'янський, "Сноби".
Весьма невнятная подделка под болливудские фильмы, которая по сути и есть болливудский фильм, ни больше, ни меньше. От Дженнифер Линч как-то ожидалось чего-то... ну, не знаю, чего-то более шизофренического.
Сюжет картины построен на древней легенде о богине змей Наагин, у которой можно украсть любимого (змею, признаться, мало отличающуюся от миллиона других, так что как его выследить, я даже ума не приложу), после чего она "придёт за тобой в образе женщины". Зачем же его тогда красть, спросите вы? А вот именно затем, чтоб пришла. Дело в том, что у Наагин есть волшебный камень — наагмани, который даёт бессмертие.
Корень этой легенды, таким образом, лежит в общем для большинства примитивным народов заблуждении, что змеи бессмертны. Дело в том, что змеи время от времени сбрасывают шкуру, обновляя наружный кожный покров. Не имея возможности научного наблюдения, носители примитивного мифологического сознания считали сбрасывание шкуры полным омоложением организма, и верили, что у змей нет естественной смерти — только гибель.
Отсюда же родом и один из самых знаменитых библейских сюжетов — о дереве познания. У древних шумеров, у которых его потырили древние евреи, это был миф, объяснявший, почему человек смертен, а змеи — нет, и выглядел он следующим образом. Боги хотели сделать человека бессмертным, и послали змея, чтобы он рассказал человеку, что тому нужно съесть яблоко с дерева жизни, и не трогать дерево смерти. Но змей решил обмануть человека: он послал его к дереву смерти, а сам съел плод с дерева жизни и стал бессмертен. При переезде к древним евреям из легенды пропало второе дерево, вместо жизни и смерти речь пошла о добре и зле, и вообще, миф превратился в один из самых невразумительным в Ветхом завете.
У индусов легенда о Наагин весьма популярна. Фильм Дженнифер Линч — четвёртый полнометражный фильм на этот сюжет (не считая сериала 2007 года), так что для индусов всё происходящее на экране несколько богаче культурными контаминациями, чем для нас (лично я ни одной из предыдущих картин не видел, не знаю, как вы).
Поделюсь ещё парой забавных наблюдений, опять-таки не слишком очевидных для западного глаза. Не смотря на то, что в первом абзаце я сказал, что этот фильм и есть самый натуральный болливудский фильм — это не так. Во-первых, для болливудского фильма он коротковат — картины в полтора часа там сейчас не снимают. Во-вторых, в этом фильме присутсвуют поцелуи и даже сложные зооэротические сцены (не уверен в прокатных перспективах фильма в Индии, если честно). В-третьих, в картине всего одна музыкальная сцена — это уже какой-то Денни Бойл, то есть издевательство. Ну и в-четвёртых, в фильме присутствуют насильственные сцены, недопустимые для индийского кино (женщину бьют в табло! да-да-да!). Так что это всё же подделка.