Действительно настоящая "рождественская" черная комедия, типа "Гремлинов", только без особой эксцентрики. Фильм с юмором, но в "явную комедию" он превращается только в финале. Акцент здесь делается в первую очередь на ужасах, и лишь потом на каких-то комедийных моментах.
Итак, злобные американские коммерсанты пронюхали, что в Лапландии закопан Санта-Клаус… Американское зло тянется к лапландскому злу... Ведь на самом деле, Санта-Клаус – морально извращенный демон-великан, только об этом пока никто не подозревает.
Простые сельские финские жители ведут свою привычную финскую жизнь. А всю эту хуйню с Клаусом разгадывает маленький мальчик, которому как раз впервые в жизни, накануне Рождества, вручили настоящее ружье. Через сражение с чудовищем Санта-Клаусом мальчик превращается в мужчину, типа, проходит этакий гротескный обряд инициации. По-моему, это очень остроумно!
Говорят, что Хельмандер прославился короткометражками, которые снимал с друзьями и для друзей, а потом выкладывал их на ютуб… Понятия не имею, как там было на самом деле, но фильм вполне зрелый, т.е. реально чувак прошел инициацию ))
Наверное, один из самых идиотских фильмов в этом году, хотя претендентов всегда море. Тем не менее задумка у него была звездная, особенно учитывая общую направленность рождественских фильмов. Rare exports основан на паре короткометражек, которые имели большую популярность в сети. Но то ли из-за бюджета, то ли из-за опасения, что их не поймут, авторы полнометражки остановились на полпути, не дав языческому рогатому монстру прошагать километровыми шагами по пустошам, запихивая непослушных детей в свой котел. Помните "Футураму" и Санту-робота? Вот могло быть примерно так. Но не вышло.
Идея фильма в следующем: на Севере ведут раскопки внутри кургана, рядом расположена небольшая деревня, где живет любопытный пацан. Курган оказывается чьей-то могилой, и паренек, почитав книжки из библиотеки, приходит к выводу, что это могила Санты. Но не обиталище доброго старика с бородой, а жилище вот такого персонажа:
Вскоре примерно такой же дедок попадает в волчью яму отца пацана. И начинается экшн.
В "Санте на экспорт" многое оставляет очень неприятное ощущение. Он круто снят, а его подача заставляет вспомнить какие-нибудь заторможенные северные драмы. Отец-одиночка, суровый климат, сопки, голод и снег. Надругательство над легендой и толпы страшных, злых, голых стариков с топорами, выбегающих из-за чахлых деревьев, вызывают оторопь и недоумение одновременно. Примерно такую же, как поедание сердец и белый телец с менадой, похожей на богемную старую шлюху, из True Blood. Лишенный однозначности сеттинг выбивает с точки равновесия, это сделано мастерски. Фильм развивается по канонам хоррора, а то, что главным героем оказывается ребенок, придает своеобразную окраску. Но при этом фильм не получает кульминации — никто не пройдет ужасной поступью по сопкам, раскачивая рогами, хотя сюрреализма будет достаточно.
Но ладно фильм, он послужил возможностью немного изучить тему. Я порылась в интернете и почитала про концепцию "помощников Санты", которые наказывают злых детей там, где он дарит подарки. Т.е. наказание было вынесено за образ дарящего, чтобы не пачкать его, и назначено свите. Затем свита из-за того, что не пользовалась популярностью у торговцев, как-то смазалась. Не будешь же дарить набор подарочных розг, если только ты не практикуешь bdsm. Но помощники есть, и вы бы не хотели их увидеть. Шмутцли и крампусы следят за вами:
Особенно впечатляет изображение старика в красной шубе (доброго) и старика в черной шубе (наказывающего) рядом. Этот дуализм вряд ли выглядит более примиряюще, чем Санта, который, как в анекдоте, приносит подарки только тем детям, которые хорошо кушают.
Но гораздо более смешная история попалась мне в случае с Нидерландами. Там есть помощник Санты Черный Пит, который запихивает подарки через трубу. Так вот, если верить заметкам, Черный Пит — негр. Негр Санты. Читать. По-моему, это очень смешно. Вот кусочек для Нгоо:
"Sinterklaas носит одеяние епископа, включая красную шапочку и митру, перемещается на белом коне прямо по воздуху, над крышами домов, и ему помогает множество неуклюжих помощников с черными лицами, которые одеты в красочные Мавританские платья. Эти помощники называются 'Zwarte Pieten' (Черный Пит). В течение последних нескольких лет проводятся постоянные дискуссии о неполиткорректном характере мавританских помощников. Граждане Нидерландов, в особенности из Суринама и Нидерландских Антильских островов, чувствуют себя оскорбленными, помня о голландской истории рабства, они видят в символике Zwarte Pieten расизм."
А "Санта на продажу" пошел по пути "и рыбку съесть, и на хуй сесть", показав ужасы и цинизм, но попытавшись все это упрятать в канву семейного кино. Так не бывает.
Похоже, в моду входит старое доброе совмещение смешного со страшным, хорошо знакомое нам ещё по классическим образцам жанра. Только на прошлой неделе мы разделали отличный комедийный слэшер, и вот снова не смогли пройти мимо комедии ужасов, наглухо деконструирующей в наших головах образы деда мороза и его добрых маленьких помощников.
Сюжет картины незамысловат. Какие-то богатые американцы долгие годы искали где-то в заснеженных холмах северной Финляндии гору, которая были бы не просто горой, а гигантским курганом, под которым похоронен... угадайте кто... Санта-Клаус! Естественно, они её находят. И не просто находят, а выкапывают Санта-Клауса, чтоб вдруг обнаружить: а старик-то жив. Его надо только разморозить.
Не смотря на хорошую ауру фильма, и блестящий потенциал идеи, лежащей в основе сюжета, картина, признаться, не оправдывает ожиданий. Авторы лажанулись по крайней мере дважды.
Во-первых, они сразу, с начальных титров, рассказывают зрителям, что Санта-Клаус — отрицательный персонаж, что жители Лапландии сами заманили его в ледяную могилу, и т.д. Зачем раскрывать главную фишку фильма вместе с начальными титрами — хер поймёшь.
Во-вторых, не считая нескольких десятков растерзанных оленей в кадре, в фильме нет крови. Вообще. Тут уж, знаете ли, деконструкция, так деконструкция: взялись рассказывать ужасы про Сатану Клауса — покажите нам мсяо, да побольше. Но авторы стеснительно шаркают ножкой — как же так... детское кино... Санта-Клаус... PG13... ну и так далее.
В итоге, бОльшая часть фильма представляет собой топтание кучки чуваков вокруг мясного хородильника, где они заперли седобородого старика. Не очень увлекательно. Реально доставляют только последние пятнадцать-двадцать минут, но на общей дистанции фильма этого оказывается уже недостаточно. Поздновато горячие финские парни вспомнили, что они попирают жанровые устои, и пора отжигать.