Режиссер:
Акира Куросава. Сценарий: Акира Куросава и Юрий Нагибин по книге Владимира Арсеньева.
В главных ролях: Юрий Соломин, Максим Мунзук.
Награды: 1975 — При ФИПРЕССИ, Золотой приз — (Московский кинофестиваль)
1976 — Лучший фильм на иностранном языке — (Оскар)
1977 — Серебрянная лента — (Italian National Syndicate of Film Journalists)
1977 — Давид на лучшую режиссуру и Специальный Давид — (David di Donatello Awards)
1978 — Приз критиков — (French Syndicate of Cinema Critics).
Интересные факты о фильме:
Это вторая экранизация романов Арсеньева. Первая была снята в Советском Союзе в 1961 году.
К фильму было написано 2 разный сценария: Акирой Куросавой и Юрием Нагибиным. После этого они были посоставлены, и Куросава с Нагибиным выбрали всё лучшее из обоих сценариев, чтобы сделать один.Версия для печати
Дмитрий Савочкин:
Дерсу Узала в контексте полученного "Оскара" и неполученного признания
Раз уж Вова поднял недавно тему русских фильмов в контексте полученных и неполученных "Оскаров", а я (независимо от него) решил устроить для себя ретроспективу картин Акиры Куросавы, то в этом номере я рассмотрю картину, удачно эти две темы совместившую. "Дерсу Узала", мосфильмовского производства, режиссёрства Акиры Куросавы — один из трёх полнометражных художественных фильмов производства Советского Союза, удостоенный "Оскара", как лучший иностранный фильм года.
История картины довольно проста, но показательна как для Советского кино, так и для Куросавы. К 1969ому году Куросава успел уже стать всемирно знаменитым, нахвататься самых разнообразных японских и международных премий и призов, создать целую школу нового японского кино, и съездить в Америку с тем, чтобы поснимать немножно для студии "20 век фокс", но, не досняв даже одной картины, заплатить неустойку и вернуться назад. В итоге, не имея других источников финансирования, Куросава вместе с тремя другими режиссёрами (Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Коном Ичикавой) организовал собственную студию "4 всадника", на которой он поставил свой первый цветной фильм "Под стук колёс" ("Додескаден"). Студия планировала развивать коммерческое цветное кино, а эта первая картина была задумана как особенных финансовый хит. Но фильм, как это водится у настоящих мастеров, в прокате провалился, а студия, в которую Куросава сотоварищи вложили все свои сбережения, разорилась. И в декабре 1971ого года Кросава прибегает к старому дедовскому способу решения проблем: запирается в ванной и вскрывает себе вены. К счастью для киноманов всего мира его вовремя спасли, но осадочек, что называется, остался. В итоге, когда в 1973ем году Мосфильм предложил Куросаве выступить постановщиком картины "Дерсу Узала", тот не долго перебирал харчами. Советский Союз, конечно, был не лучшим местом для творческой самореализации, но, во-первых, Мосфильм — это бабло (безо всяких требований последующих кассовых сборов), во-вторых, книги Арсеньева — давно и прочно любимое Куросавой чтиво, которое он хотел экранизировать ещё в Японии, а, в-третьих, больше всё равно снимать нечего. Своих бабок на съёмки у Акиры не было. Мосфильм же был заинтересован в Куросаве также по нескольким причинам. Во-первых, задуманная, как наставление для пОдростков и мОлодежи о величии и красоте родного края экранизация романов Арсеньева должна была получиться эпической и монументальной. На Мосфильме же в то время "монументальщиков" было раз-два и обчёлся, и те, кто был, либо были сильно заняты, либо не горели желанием ехать на год, а то и дольше, куда-то в сибирь снимать морозы. Что им, в Москве морозов мало? Во-вторых, экранизация была второй по счёту, и руководству Мосфильма позарез хотелось, чтобы она отличалась от первой экранизации, 1961го года (что мог гарантировать зарубежный режиссёр с незамыленным глазом) — иначе не было понятно, зачем её вообще снимать. Моды на римейки тогда не было. Ну и, в-третьих, дружба народов, признанный мэтр мирового кино, и так далее. Короче, Куросава был колоритной фигурой, не замеченной в политике, которой можно было запросто поручить ехать в тайгу искать загадочную русскую душу. Для большей эпичности к картине было написано сразу два сценария: Куросавой и Нагибиным, которые потом были сравнены, проанализированы и синтезированы. Куросава широким жестом даже пригласил на главную роль своего любимого актёра Тосиро Мифунэ — но тот вежливо, но твёрдо отказался.
Сама картина представляет собой очень спокойную, преимущественно видовую киноповесть. Россия, 1902 год. Капитан царской армии Арсеньев вместе со своим отрядом идёт сквозь таёжную чащу с какой-то плохо объяснённой зрителю целью. Весь фильм он говорит о каком-то "исследовании", но что именно и на предмет чего он там исследовал, как-то к концу осталось непонятным (в книге, конечно, объясняется всё несколько последовательней, но в фильме Куросава решил на мелочах не концентрироваться). Военное небось что-нибудь делали. Опыты на людях, там, ставили. В общем, не важно. По дороге они встречают гольдского охотника по имени Дерсу Узала. Пожилой и плоховато говорящий по-русски, охотник живёт просто в тайге, и идёт, если выражаться в его стиле, "во-о-он оттуда — вот туда". Поскольку умения местного следопыта могут оказаться весьма кстати, Арсеньев уговаривает Дерсу стать проводником для их отряда. Дальше Арсеньев-писатель и вслед за ним Куросава-режиссёр начинают размеренно раскрывать перед нами душу этого человека, столь нетипичного в понимании представителя западной цивилизации. Фабула не блещет разнообразием — Дерсу ведёт солдат сквозь тайгу, потом они расстаются, через пять лет встретятся снова, и он снова будет водить солдат сквозь тайгу, и в конце ещё какое-то время жить в городе у Арсеньева дома. Но фабула здесь и не имеет никакого самостоятельного значения. В сущности, нам вообще могли показать, как персонажи два часа сидят у костра, смысл был бы тот же. Значение здесь имеет своеобразный мир Дерсу Узалы. Я написал бы "существующий в голове у Дерсу", но здесь был бы риск, что меня неправильно поймут — мол, мы вот с вами живём в неком объективном, правильном мире, а Дерсу, мол, в выдуманном. Нет. На самом деле все мы живём во в той или иной степени выдуманных мирах. Просто наши выдумки существенно отличаются от тех, среди которых существует Дерсу. Солнце, вода и ветер для него — люди. Следы на снегу он различает лучше, чем буквы на бумаге. Тигр для него — посланник тайги, и отношения с ним он строит гораздо более тщательно, чем с солдатами, которые его окружают. Он прост, непосредственен, и, что называется "близок к естеству". Все мелочи, в которых так погрязла наша цивилизация, его не волнуют. Зато уходя из таёжной стоянки, он оставляет там под навесом сухие дрова, спички, соль и рис — для тех, кто может случайно набрести сюда, не имея возможности согреться и чего-нибудь поесть. Дерсу Узала — не особо претенциозная попытка создать фильм-мир одного человека. Попытка очень неплохая, по-куросавовски основательная, но ничем особенно не выдающаяся. Практически после каждого эпизода фильма хочется сказать "видели, знаем" — до такой степени знакомыми выглядят эти показные красоты непроходимого леса (словно из учебника "родной край"), и примитивно-чистое сознание человека, живущего посреди природы, вдали от цивилизации. Признаться, я так и понял, что такого Куросава увидел в книгах Арсеньева, чтобы так мечтать их экранизировать. И уж тем более — что, впрочем, вполне в духе Американской киноакадемии, и моего понимания, а, вернее, непонимания — остался для меня загадкой и "Оскар", с барского плеча галивуцких буржуинов пожалованный сочетанию "Советский фильм — японский режиссёр".
Так или иначе, а после "Дерсу Узалы" мытарства Куросавы не закончились. Фильм, в общем-то, не пользовался успехом у зрителей, даже несмотря на буржуинские позолоченные статуэтки, и Куросава долго затем не мог найти деньги на следующий проект. Лишь через 5 лет после "Дерсу Узалы" он наконец-то нашёл искренних и чистых спонсоров, готовых сорить деньгами ради искусства в этом мире жестокого капитала. Людьми этими оказались Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Они-то и дали Куросаве баблосы на его следующую работу — тень воина, вышедшую аж в 1980ом году. Вообще, после "Дерсу Узалы" Куросава начинает выпускать по одному фильму в пять лет. Но, впрочем, это уже совсем другая история.
А сам "Дерсу Узала" так и остался единственным советским фильмом про русских людей, действие которого происходит целиком в России, снятым буржуином. Может, оно и к лучшему. Незачем буржуинам искать загадочную русскую душу. Не дай бог, найдут.