Режиссер:
Роб Райнер. Сценарий: Уильям Голдмен (по своему роману), Оператор: Эдриан Биддл, Композитор: Марк Нопфлер.
В главных ролях: Кэри Элвис, Робин Райт. В ролях: Крис Сарандон, Мэнди Пэтинкин, Кристофер Гест, Андре Гигант, Питер Фальк.
Награды: Академия НФ, хорроров и фэнтези — лучший фильм, лучшие костюмы. Hugo Awards — Гран-при. МКФ в Торонто — Приз зрительских симпатий. Young Artist Awards — лучший юный актер (Ф.Сэвэдж)..
Интересные факты о фильме:
Уильям Голдман пытался пристроить сценарий еще в 70-х, причем ему хотелось, чтобы роль гиганта сыграл Арнольд Шварценеггер.
Мальчик играет в игру "Hardball", выпущенную компанией "Accolade, Inc." в 1985 году.
Натурные съемки, по большей части, проводились в Англии.
Нопфлер (Dire Straits) согласился написать музыку в обмен на шляпу из "Spinal Tap", положенную в кадре.Версия для печати
Если мы выросли на советских сказках и сказках совместного производства Чехословакия — ГДР, которые были и остаются для нас в какой-то мере эталонными, то американских сказок мы не знаем, с ними не знакомы, нам их не показывали. Попробуйте вспомнить сказочные фильмы, снятые в СССР или странах соцлагеря и ориентированные сугубо на детскую аудиторию (то есть, абсолютные неинтересные взрослым). Вы сходу вспомните как минимум три названия: какую-нибудь "Академию пана Кляксы", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Принца за семью морями". Теперь попробуйте вспомнить хоть один подобный голливудский фильм.
Собственно говоря, американских детских сказок практически и нет, потому что прагматичный Голливуд еще на заре своей славы ориентировался на так называемое "семейное кино" – и нашим, и вашим, занимая промежуточную нишу между "детским" и "взрослым" кино. Такие фильмы теоретически представляют интерес для публики разных возрастов: для детей у них подготовлены кислотные цвета и простой линейный сюжет, для взрослых – взрослые шутки и всякие спецэффекты. Другое дело, что эти фильмы, как и любые другие, могут быть либо удачными, либо неудачными (иначе говоря, одинаково противными всем – и взрослым, и детям), но у них никогда не снимут "Морозко", потому что для взрослых это – кислотный бред.
Вспомним первый фильм-сказку, снятую в России на деньги Диснея, — "Книгу мастеров". Отметить кошмарность этой профанации посчитал личным долгом чуть ли не каждый российский кинолюбитель. И совершенно заслуженно: фильм, изобилующий глупыми "взрослыми" шутками, затачивался под голливудский стандарт "и нашим, и вашим", а в итоге получилось бездумное и нелепое нарушение привычных нам сказочных "традиций". При этом фильм получил приз на международном фестивале детского и юношеского кино в Германии.
Роб Райнер, сделавший в 1986 году дотошную экранизацию повести Стивена Кинга "Тело", в 1987 году снял по роману Уильяма Голдмана "Невесту-принцессу", и это оказался почти тот самый фильм, которого так не хватало бедным американским детям, вынужденным на протяжении десятилетий делить синематографические пристрастия с мамами и папами. То есть, это тоже в какой-то мере эксперимент, но – со знаком плюс.
Дед приходит к загрипповавшему внуку, который целыми днями режется в игровую приставку, и приносит с собой книгу. Мальчик отнюдь не считает, что книга – "лучший подарок". Но на всяких случай осведомляется: там будет про спорт? "Нет, — отвечает дед. – Там будут пытки, принцессы, монстры, великаны и драки".
Сюжет сказки, которую читает дед, чрезвычайно прост и представляет собой типичный квест. Зато картинки – дивной красоты. Наверное, один из красивейших сказочных фильмов, что я смотрел. Собственно, это краткое ревю могло состоять из одних скриншотов, однако я еще упомяну про остроумные, интеллигентные диалоги, нетипичную для Райнера легкость (он по своему творческому характеру – режиссер-зануда), элегантные аллюзии на "золотую эру Голливуда", причем здесь, так сказать, наносится двойной удар: в главной роли снялся Кэри Элвс, и его яркая, иронично-эксцентричная игра – трибют Дугласу Фербенксу. Противника Элвса, а потом союзника, играет Мэнди Пэтинкин, и его яркая, иронично-эксцентричная игра – трибют чуть постаревшему Дугласу Фербенксу. Подобные аллюзии довольно тонки, как и лукавая, подлинно сказочная ирония, поэтому фильм нельзя назвать "массовым", рассчитанным помимо "детской", еще и на "взрослую" аудиторию.
Фильм стал полноценным дебютом Робин Райт (в то время – без приставки "Пенн"), правда, роль весьма статичная и, пожалуй, самая в фильме неинтересная. Например, Билли Кристал, загримированный под столетнего чародея, проводит на экране всего три минуты, но за это время умудряется перетянуть с одеяло на себя.
Превосходный фильм, отличная сказка. Подозреваю, что не только я впадаю под Новый год в детство. Поэтому следуйте за белым кроликом, в смысле, за моими рекомендациями. Это позволит вам успешно разнообразить свой детский репертуар, и 1-го января вы проснетесь в позитивном настроении, преисполненные оптимизма, а в будущем году вас будет ждать финансовый и социальный успех.