Фильм Бу Видерберга основан на реальном событии, имевшем место быть летом 1889 года: офицер и канатоходка застрелились в лесу. Читатели тогдашних газет потерялись в догадках, зачем они застрелились. и событие стало легендарным в силу своей необъяснимости, застывшей уже на века. Подобные события неизменно привлекают кинематографистов, поскольку развязывают им руки, иначе говоря, дают им не только возможность, но и волю провести "историческую" реконструкцию, нарастить миф выдуманными подробностями и деталями. "Эльвира Мадиган" — фильм сродни "Пикнику у Висячей скалы" или "Загадки Каспера Хаузера".
В отличие от Уира, выросшего в аборигенской сказочной Австралии, скандинав Видерберг близок территориально и по духу немцу Херцогу. "Эльвира Мадиган" — фильм лирический, но приземленно-житейский. Видерберг считает, что герои той стародавней хроники убили себя из-за сильного чувства голода. Офицер и канатоходка, бросившие всё (офицер – армию и семью, известная канатоходка – хорошее ремесло и родителей-циркачей), неосознанно, но твердо расстались не только с комфортом, который им давало прежнее существование, но и, в том числе, с возможностью работать и удовлетворять основную человеческую потребность – питаться. Чтобы не умереть голодной и медленной смертью, они, раздобыв немного снеди, отправляются на свой последний пикник, едят и убиваются… Конечно, Видерберг пытается неуклюже обосновать бесплодность попыток героя найти работу: Сикстен Спарре – дезертир шведской армии, и поэтому в честной Швеции, населенной сплошь доброхотами, вместо найма на работу его ждет легкий "стук" со стороны хозяина и – тюрьма.
Между сумрачным, сухим титром пролога и финальным стоп-кадром, на фоне которого звучит выстрел (кажется, этот прием впоследствии использовал Джордж Рой Хилл, делая финал своего "Бутча Кэссиди и Санденса Кида") много солнечного света, зеленой дымки, сизоватого тумана и, конечно же, поцелуев. Действие развивается медленно и тихо, словно герои фильма уже вышли из жестких рамок реального мира и теперь неуклонно приближаются к царствию теней.
Этот фильм, совместного производства Дания – Швеция, снят преимущественно на ручную камеру, что становится для меня сюрпризом: только недавно я видел байопик "Эдвард Мунк", фильм 1976 года (совместное производство Дания – Норвегия), который так же снят при помощи ручной камеры. Скандинавская страна Дания оказывается тем самым маленьким котлом, на который никто особо не обращал внимания, но в котором незаметно и долго что-то закипало. Это "что-то" впоследствие превратилось в манифест "Догмы №5", и теперь кинематографии всех стран, от Северного до Южного полюса, снимают с датского котелочка пенки, размазывая по экранам кинотеатров субъективную операторскую сумятицу.