Фильм, очень удачно передающий момент летнего зноя, когда крик цикад сливается в одну большую стену, достигает некоего максимума, после которого перестает восприниматься четко, разливаясь по жаркому воздуху. Ну и Саша Верни, конечно, мастер, но среди японцев гений-оператор — это Норимити Касамацу. Я его горячий поклонник. Касамацу умеет снимать отдельные объекты так, что они выглядят осязаемыми, у них есть текстура, объем, они шероховаты или запотевают так, что чувствуешь влагу. Здесь его мастерство особенно четко видно, так как идет работа со знойным воздухом и водой. Влага превращается в колышущийся горячий воздух, воздух становится водой, стихии перетекают друг в друга.
"Август в воде" — это мистический фильм бывшего панка Ишии, чье творчество очень четко делится на две части. Ранний Ишии — это бунтарь и дикарь, чья энергия сбивает с ног. Поздний Ишии — это мистик, создающий пространство странных человеческих взаимоотношений. Главная героиня "Августа" — молодая девушка, спортсменка, которая отлично ныряет с вышки. Она застенчивая, собранная, дружит с немногословным парнем и разговаривает с рыбами. Но в Японию приходит странная "каменная болезнь", от которой люди замертво падают на улицах. Кроме того почему-то не идут дожди, стоит дикая жара, вода иссякает. После несчастного случая при прыжке девушка начинает вести себя еще более странно, чем обычно, решая, что может все исправить, если принесет себя в жертву богам воды, отправившись на гору.
"Август" — местами крайне психоделическое кино. Чего стоит проход убийцы по коридору из светящихся поганок! Жара и дроун, похожий на хребет динозавра; горячий, идущий волнами воздух, на экране лишается своей температуры и обволакивает, как вода. Музыка и зной, жажда, ожидание вместе гипнотизируют зрителя. При этом Ишии буквально несколькими штрихами, через взаимодействие, а не с помощью фраз создает связи между персонажами. Люди почти и словом-то не обмолвились, а ты уже знаешь, что они готовы друг за друга умереть.
Необычную атмосферу создает город, на улицах которого периодически падают заболевшие люди. Кто-то рассуждает о метеоритах, кто-то ходит на гору, по улицам, словно в "Паприке", шагают странные ряженые, взывающие к богам воды, тощая девчонка составляет гороскопы. Болезнь не кажется катастрофой, но постепенно затягивает удавку на шее человечества. Похожее ощущение можно было поймать в фильме, где от эпидемии самоубийства спасались с помощью нойза. Здесь вместо нойза дроун Ишии. Не лучший его фильм, но штука настолько тягучая, медленная и цепляющая, что я бы и еще раз посмотрела.
"нет границ между мной и тобой, между мной и камнем".