ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Тени / Shadows (1959)


Тени
Средняя оценка: оценка: 3.5
1959. США. 87 минут.
Жанр: артхаус.

Режиссер: Джон Кассаветис.
Сценарий: Джон Кассаветис,
Оператор: Эрих Коллмар,
Композитор: Шафи Хади.

В главных ролях: Бен Кэрразерс, Лилия Гольдони, Хью Херд, Энтони Рэй.
В ролях: Дэннис Саллас, Том Риз, Дэвид Покитилов, Руперт Кросс, Дэвид Джонс.

Награды:
МКФ в Венеции — Приз Пасинетти.
Фильм включен в Библиотеку Конгресса США..

Интересные факты о фильме:

Кассаветис снимал фильм два раза, причем первая версия считалась утерянной вплоть до 2002 года. Ко счастью, найденная пленка была в идеальном состоянии.

С баблом помог культовой радиоведущий Жан Шеперд (Пастырь).

Однажды на "Манхэттенском радиошоу" Джон Кассаветис представлял фильм "Джонни Стаккато". Речь случайно зашла о кинодебютах. Кассаветис сказал: "Допустим, я хочу снять дебютный фильм. Вы, слушатели, должны мне в этом помочь. Пришлите-ка на радиостанцию один-два доллара". К большому его удивлению, на следующее утро ему выдали пару тысяч долларов — сумму, присланную радиослушателями.

В целом, бюджет фильма составил 40 000 долларов.

Фильм подвергся травле из-за "откровенной сцены", показывающей неженатую пару в постели после секса, и из-за того, что героиня фильма "активно ищет сексуального партнера". Кстати, любовная сцена была снята в квартире брата Кэтрин Хепберн.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Пойду куплю сигарет

оценка: 4

В номере, посвященном дебютам, мы рассматривали самые разные фильмы. Каждый снимает кто во что горазд, однако практически в каждом дебюте можно усмотреть "тени сюжетов", наброски и эскизы тем, которым только предстоит раскрыться в творчестве автора. Например, Фрэнсис Форд Коппола от безысходности дебютировал с дешевым готическим слэшером "Безумие 13", чтобы вернуться к готической теме спустя тридцать лет с роскошной экранизацией "Дракулы" Брэма Стокера. Джон Карпентер как начал хохмить в дешевой "Темной звезде", так и продолжил хохмить в дешевых и не очень кинокартинах типа "Они живут" или "Исповедь человека-невидимки". Дэвид Кроненберг и вовсе заместо кино сделал педантичный конспект, в котором по пунктам озвучил темы, которые его интересуют и которые ему хотелось бы раскрыть.

А Джон Кассаветес дебютировал с фильмом про негров. Про негров, которые путают окружающих белым цветом кожи. Режиссер называет "Тени" "фильмом-импровизацией", музыкальное фильма сопровождение состоит из джазовой импровизации, Нью-Йорк – город джаза, джаз играют негры (единственным белым суперджазменом был Дэйв Брубек). Естественно, фильм-импровизация должен быть про негров!

В фильме показаны будни одной негритянской семьи.
Старший брат – певец джаза. Неудачник.
Младший брат (мулат) – джазовый трубач. Битник (бездельник).
Сестра (мулатка) – самобытная красотка, достойная нашего "Топа". "Зайдешь ко мне? Зайди, ты же очень красивая", – убеждает ее белый паренек, с которым она познакомилась на литературном вечере.

На самом деле, "фильм-импровизация" Кассаветеса повествует о Нью-Йорке. О живых тенях города – людях. От актеров, которые снимались в этой картине, остались тени. Тень осталась и от Нью-Йорка образца 59-го года. Одно из немногих преимуществ "независимых" фильмов заключается в том, что артхаусным режиссерам, при должном запасе храбрости, удается запечатлеть образ эпохи более правдоподобно, нежели режиссерам, получившим голливудский ангажемент. Все дело в том, что Голливуд точно знает, что зрителю нужно и что ему не нужно. Меньше всего зрителю нужна та скучная правда, с которой он сталкивается ежедневно. О Нью-Йорке 50-х мы можем узнать лишь из документальных фильмов, но игровое кино ценнее неигрового, потому что поставляет не просто слепки реальности, а отношение режиссера, современника, к оной. При этом доля субъективности в игровом кинофильме не намного превышает долю субъективности, присутствующую в кинофильме неигровом. Пионер "независимого" американского кино Кассаветес снял прекрасный фильм о Нью-Йорке, фильм, в котором не происходит ничего необычного или, скажем так, сюжетного, – жизнь простых нью-йоркцев идет своем чередом. Некая "ангажированность" прослеживается лишь в сюжетной линии "Лелия – Тони" (конфликт на расовой почве), но мы назовем это не ангажированностью, а выражением "гражданской позиции" Кассаветеса.

Ладно, пойду куплю сигарет.

(09.12.2010)

Версия для печати


А. Ботев (и Сладкая N): Тема белого негра и традиционного общества

оценка: 3.5

Тема белого негра уже в 1959 г., когда снимался этот фильм, была не нова. Например, она была детально разработана Верноном Салливаном (Борисом Вианом) в романе "Я приду плюнуть на ваши могилы", экранизированном, кстати, в том же самом 1959 г. Да что там, сам Вильям Шекспир, работая над своей бессмертной комедией про мавра Отелло, обдумывал в основном вариант смерти Дездемоны от рук вспыльчивого мавра по причине межрасовой ненависти. В его бумагах историки находят минимум два черновых варианта пьесы:

1) После того, как Дездемона переспала с Отелло, к ним в гости пришел брат Отелло, который тоже был черным. Дездемона не замечала того, что Отелло Мавр, потому что была ослеплена любовью, но, увидев, что его единоутробный брат Мавр и сложив два и два, поняла все и про Отелло. Она не смогла сдержать своих чувств, сказала, что пойдет, у нее дела, но тут Отелло ее задушил;

2) После того, как Дездемона переспала с Отелло, к ним в гости пришел ее брат, который тоже был белым. Дездемона не замечала того, что Отелло Мавр, потому что у нее в голове было плоховато с балансом белого. Сравнив цвета кож своего брата (про которого она знала, что он белый) и Отелло, она сложила два и два и поняла все про Отелло. Она не смогла сдержать своих чувств, сказала, что пойдет, у нее дела, но тут Отелло ее задушил.

Так что наиболее напряженная сцена фильма "Тени" не открывает нам ничего нового. Вообще никакого напряжения по сравнению ни с Вианом, ни с Шекспиром, просто люди ходят, разговаривают, поют, спят, максимальное насилие — это драка из-за девушек, приведшая к катарсису одного из главных героев. Фильм "про жизнь", ни завязки, ни особой кульминации, ни развязки. Единственное, позновательность: по фильму можно сделать вывод, что тогдашнее негритянское общество было более традиционным, чем белое. Как, например, нынешнее северокавказское общество более традиционно, чем российское. Ну да, момент, когда девушка теряет девственность (все показано очень целомудренно) очень важен в традиционном обществе, да. Вообще странно представить, что фильм был шоком в Америке, надо же, фильм про негров!

Что до визуально-аудиальной составляющей, то можно отметить два момента:

1) Крутой фри (кажется)-джазовый саундтрек. Саундтрек как бы дублирует сюжет: и то и другое — псевдоимпрвизация.

2) Обилие крупных планов. Создается ощущение, что оператор сует свою большую штуку (камеру) прямо в гущу событий. Уж настолько эти планы крупны, что почти все время помнишь, что это актеры, и что они не одни, сзади стоит операор, который присовывает к ним свою крупную штуку. Я не знаю, во всех фильмах Кассаветиса так или нет, это пока единственный фильм Кассаветиса, который я видел. Я понимаю, что он классик; но много ли из вас читало классиков Лескова (кроме "Левшы"), Ремизова, Мельникова-Печерского и Голсуорси? Вот так-то.

(10.12.2010)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Кассаветис такой Кассаветис.

Тени оценка: 3.5

Краеугольный камень американского инди — да, скажем прямо, то зерно, из которого инди вообще вырос.

К пятидесятым стало очевидно, что мировое кино серьёзно забуксовало, и что-то надо перезагружать. Собственно, вы это можете прочесть в любом учебнике. В Италии возник и развивался в это время нео-реализм (впрочем, он быстро загнулся из-за недостатка финансирования), а в конце пятидесятых почти синхронно выходят дебюты Годара и Кассаветиса, положившие начало французской новой волне и американскому независимому кино.

Кассаветис начал работу над фильмом с бесхитростного приёма, который мы сегодня может наблюдать вверху на каждой странице википедии — он просто вышел к людям и сказал: "Дайте денег, чтоб не получилось, как с итальянским неореализмом". Денег дали. За несколько дней после радио-интервью Кассаветиса, на котором он попросил всех небезразличных прислать пару долларов на съёмки кино "для людей", радиостанция собрала 2000 долларов, и Кассаветис решил, что дареному коню зубы не заговаривают — надо снимать.

Я должен вам честно признаться: я охуенно равнодушен в американскому индепенденту. Он всегда казался мне слишком надуманным — пытаясь показать то, как люди "на самом деле" чувствуют, думают и ведут себя, инди на самом деле изображает нам то, как люди себя не чувствуют, не думают и не ведут.

В этом плане "Тени" не являются для меня исключением. Не считая прикольной актрисы на главной женской роли, все остальные в фильме отчаянно тормозят, держат идиотские моэмовские паузы и перед тем, как сказать реплику, долго набирают в лёгкие воздух. Половина событий фильма — какая-то искуственная, диалоги надуманы и неестественны, поведение персонажей кажется временами поведением картонных кукол.

Не смотря на это, фильм интересен эклектикой, ощущением... импровизации, да, ощущением того, что никто не говорил актёрам, что и как они должны делать, и всю эту лажу они гонят исплючительно по собственной инициативе. Ну, хуле, классика, краеугольный камень... впрочем, я это уже, кажется, писал.

(10.12.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: