В главных ролях: Харви Кейтель, Кит Кэррадайн. В ролях: Альберт Финни, Эдвард Фокс, Кристина Рейнес, Роберт Стивенс, Том Конти.
Награды: МКФ в Каннах — Лучший дебют (жюри проголосовало единодушно). David di Donatello Awards — лучший режиссер иностранного фильма..
Интересные факты о фильме:
Для того, что сабли при ударе друг о друга высекали искры, их подключили к электрическим батареям. Кейтель признавался, что не единожды получал конкретный разряд током.
В сцене, когда Д'Юбер спрашивает Адель, не желает ли она выйти за него замуж, Адель начинается смеяться. Такая реакция не была прописана в сценарии. Просто артистка увидала, что у коня на заднем плане встал мужской половой хуй, и это ее дико рассмешило.
Поскольку бюджет был ограничен, пришлось обходиться без огромных декораций: фильм снимался на пленэре, в качестве задников выступали реальные исторические здания.
По словам Скотта, продюсер дал ему список из четырех актеров, которых нужно выбрать на две главные роли, чтобы получить финансирование. Сперва он выбрал Майкла Йорка и Оливера Рида, но те были недоступны. Тогда он "выбрал" Кейтеля и Кэррадайна, а потом полгода убеждал их сыграть в своей картине.
Композитор Ховард Блейк утверждает, что Ридли Скотт и продюсер Дэвид Путнэм заставили его писать огромные, чуть ли не вагнеровские композиции. При этом предупредили, что для кинофильма будет использована только малая часть этих композиций.Версия для печати
Большинству режиссеров-дебютантов (как талантливых, так и не очень), тяготеющих к жанровому кино, приходится довольно долго переходить от крайне низкого бюджета, с которым особо-то и развернуться нельзя, к бюджетам более достойным, когда уж можно и себя показать, и зрителя распотешить. Мало того: от фильма к фильму режиссер "ищет себя", чтобы, пройдя тернистый путь творческих неудач или коммерческих провалов, создать шедевр масскульта, отмеченный авторским клеймом. При этом я знаю как минимум одного режиссера, которому крупный бюджет прямо противопоказан, ибо он его развращает и портит, – этого режиссера зовут Джон Карпентер. Но обычно, естественно, бывает наоборот. Между этими двумя полюсами находится Ридли Скотт. Он обошелся без "творческих исканий" и сразу стал Ридли Скоттом, мастером от рождения. Все его фильмы, от первого до последнего, в техническом плане сделаны безупречно и обладают раз и навсегда установленным весьма умеренным темпом, который предоставляет зрителю возможность пристально вглядеться в тщательно создаваемый или воссоздаваемый режиссером мир. Вот и "Дуэлянты" – самый дешевый из всех фильмов Скотта (бюджет для исторического фильма просто мизерный – всего 900 000 долларов), а картинка вылизана до блеска и ничем не уступает 150 миллионным его проектам вроде "Гладиатора" или "Робина Гуда". Батальных сцен в "Дуэлянтах" нет (фильм снят по камерному рассказу Джозефа Конрада "Дуэль"), но об этом особенно не задумываешься, потому что реконструкция "наполеоновской эпохи" выполнена прекрасно.
Кит Кэррадайн играет офицера Д’Юбера, на которого по глупой причине (а точнее, без причины) взъелся известный задира и дуэлянт офицер Феро (Харви Кейтель). Он вознамерился во что бы то ни стало убить Д’Юбера на дуэли. Приятель Д’Юбера объясняет, что избежать дуэли можно тремя способами: находиться далеко друг от друга, быть выше чином, либо… должна начаться война. Война начинается, но помехой не становится. Без малого 20 лет, что длится война, Д’Юбер и Феро будут перемещаться с армией Наполеона по Европе, включая Россию, идти вверх по карьерной лестнице и дуэлировать, дуэлировать, дуэлировать. Д’Юбер, которому дуэль к черту не нужна, становится заложником чести, а точнее, заложником маньяка Феро. Тот пользуется дуэльным кодексом, чтобы утолить свою кровожадность, но, к его чести (опять же), четко, хотя и неохотно, следует правилам. Конрад ставит знак равенства между дуэлью и полоумием. Его рассказ был опубликован в 1908 году, когда практика дуэлей еще не сошла окончательно на нет, то есть, некоторая актуальность в его историческом рассказе присутствует. Фильм Скотта какой-либо актуальности, разумеется, лишен абсолютно и потому приобретает метафорическое звучание.