Режиссер:
Мира Наир. Сценарий: Сабрина Дхаван, Оператор: Деклан Куинн, Композитор: Михаэль Данна, Продюсеры: Мира Наир, Кэролин Бэрон.
В главных ролях: Насреддин Шах, Лиллет Дюбей, Шефали Шетти, Виджай Рааз. В ролях: Тиолама Шоме, Васундхара Дас, Парвин Дабас, Кулбхушан Харбанда.
Награды: МКФ в Венеции — "Золотой лев" и приз Latherna Magica. Independent Spirit Awards — лучший продюсер. British Independent Film Awards — лучший иностранный фильм. МКФ в Канберре — приз зрительских симпатий. МКФ в Торонто — приз зрительских симпатий (3-е место). Zee Cine Awards — приз зрительских симпатий..
Интересные факты о фильме:
Некоторые части пленки с отснятыми сценами (включая сцену свадьбы) были угроблены в аэропорту — спасибо адской контрольно-пропускной машинке с рентгеном. Их удалось переснять только несколько месяцев спустя, когда появились необходимые на то вспомогательные денежные средства. Версия для печати
Владимир Гордеев:
Теплые благодатные дожди нового индийского синематографа
Очень мне хотелось написать рецензию на этот фильм, но он относится к таким фильмам, про которые даже и не знаешь, что сказать. И так все ясно. Ну то есть я, конечно, могу сказать — и не ошибусь, во-первых, что это хоть и индийское кино, однако ж, не болливудское. Оно, впрочем, и понятно, раз снимала его Мира Наир, чей талант высоко котируется за пределами индийской страны, потому как является универсальным, — мостки паблик-рилейшнз и всего такого проложены грамотно (но это и не Алехандро Гонсалес Иньяритту, слава Кришне). А во-вторых, по жанру это мелодрама. Но, повторяю, не болливудская, а скорее европейского типа, что-то в духе Джейн Остин, только без рюшей и смокингов, — то бишь, экзотическое-постколониальное. Хотя без драмы и комедии, и тем более без танцев, традиционно именуемых зажигательными, дело тоже не обошлось. Потому что свадьба.
Глава семьи, человек довольно обеспеченный по нашим, в смысле, индийским, меркам (то есть имеет свой большой дом, сад, авто) выдает замуж дочку. Он купается в долгах, лезет из кожи вон, чтобы устроить настоящий праздник. В дом съезжаются родственники и члены семьи со всех стран мира, куда забросила их судьба в поисках работы и новых впечатлений (на самом деле, таких стран две — Австралия и США). Жених невесты тоже является американизированным индусом. А невеста в это время продолжает встречаться с ублюдком-телеведущим, в которого влюблена, но который не любит ее, и для него эти шашни лишь потеха для упитанной плоти, потеха к тому же весьма обременительная. В патриархальной семье назревает скандал. Потому что знакомство и свадьба были сынициированы в классическом стиле — посредством любящих родителей.
Мира Наир быстро и ловко знакомит нас с многочисленными персонажами, но в какой-то момент их становится так много, что попросту теряешься. Теряются, впрочем, и Главные Персонажи — они то и дело толкают друг друга в бочок и спрашивают: "А это что за господин? А это что за милая девушка? А это что за клоун в блестящем пиджаке? — Болван, это мой отец!".
Во время подготовки к свадьбе вспыхивают неожиданные (хотя ладно, чего же в них неожиданного?) конфликты между родителями и детьми, возгораются новые любови, как, например, некрасивого менеджера праздника к служанке.
За типичными перипетиями мелодраматического family-фильма стоит, между тем, и острый вопрос об идентификации себя, своей семьи в соответствии с культурными традициями своего народа. Эта тема начинает звучать с самого начала, в довольно юмористической сцене, когда невеста приходит в телестудию, а ее любовник в это время ведет ток-шоу о проникновении на экраны страны американской продукции. Своими нежными женскими руками Мира Наир смягчает остроту конфликта, избегает делать безапелляционные выводы о вреде (или, напротив, пользе) Бича XXI века — страшного и ужасного Глобализма.
Но лишь до поры до времени. Ближе к концу фильма вдруг выясняется, что один из членов семьи, благообразный и совсем уж обамериканленный джентльмен, прибывший через пол-мира вместе с супругой, — педофил! И более того, в семье есть пострадавшие! В частности, дочь погибшего брата главы семьи. Сомнения, душевные терзания, которые испытывает глава семьи, — ведь этот дядюшка так много для всех сделал, — не поддаются описанию. И в этом видно отношение Индии к бывшему "старшему брату" — Британской империи, и видно отношение к новоявленному "братишке" — Соединенным Штатам Америки, которые не мытьем, так катаньем насаждают повсюду свои гнусную распущенность нравов, прячущуюся под пока еще изысканными манерами. Дядюшка оказался заражен иностранным вирусом, а потому, после долгих колебаний главы семейства, все-таки изгоняется прочь. Но акт экзорцизма был проведен со всей обходительностью, вежливостью и слезами на глазах, свойственными, как нам известно по игре "Цивилизация", миролюбивой и дружелюбной индийской нации.
Скажу только, что мне очень понравился этот яркий "этно"-фильм, прекрасно поставленный и отснятый на цифровую камеру, которая не только не умаляет возбужденного и тревожного предвкушения праздника, но и придает зрелищу большую реалистичность.