Режиссер:
Никита Тягунов. Сценарий: Надежда Кожушаная, Оператор: Сергей Любченко, Композитор: Олег Каравайчук.
В главных ролях: Иван Охлобыстин. В ролях: Пётр Мамонов, Иван Захава, Наталья Петрова, Фархад Махмудов, Шерали Абдулкайсов, Оксана Мысина, Людмила Ларионова и др.
Награды:
Гран-при Потсдамского МКФ; Спецприз МКФ в Карловых Варах; Диплом кинофестиваля "Молодость" (Охлобыстин); лучшая актерская работа в конкурсе "Фильмы для избранных" на кинофестивале "Кинотавр" (Охлобыстин); Приз фирмы "Кан ко кан" с формулировкой "за высокое художественное мастерство и любовь к кино" на московском кинофестивале "Дебют"; "Золотой овен" за сценарий (Кожушаная); Статья "Я — пас" Кожушаной, о фильме и об афганской войне в журнале "Искусство кино", 1993, № 5 была названа лучшей публикацией номера.
В общем, это такой как бы рассказ Фолкнера, только вместо первой мировой войны там А фган, а вместо священника — следователь.
Что до рассказа, он написан от лица человека, потерявшего на войне ногу. У этого человек а, несмотря даже и на отсутствие ноги, очень богатый внутренний мир. Он общается со св оим погибшим на той же войне другом; думает, что, поскольку его ногу не похоронили ка к следует, она ходит по свету и сознательно вредит ему. Например, соблазняет девушку, к оторую он видел раз в жизни, и доводит ее до смерти. Ну и, в общем, весь текст о его пере живаниях, ну, в фолкнеровской манере описания хода мысли всяких нищих духом — чере з образы, фиксацию восприятия ощущений от различных органов чувств — крупные, я бы так выразился, ментальные планы. И заканчивается все ударно, после чего никаких сомне ний в безумии героя не остается.
Такие рассказы всегда очень трудно экранизировать, см., напр., неудавшуюся фассбиндер овскую попытку экранизации Набокова. С одной стороны, понятно, что кинематографиче скими средствами показать, что творится в голове у человека, наверно, невозможно. С дру гой стороны, можно все время держать этого человека в кадре, и как-то по мимике или же стам делать выводы о его внутреннем состоянии. В данном конкретном фильме нет или по чти нет крупных планов, соответствующих фолкнеровским фиксациям на ощущениях. Фи льм почти целиком снят средними планами, психологическое состояние героя в таких усл овиях показано довольно мастерски, но все-таки недостаточно и не по-фолкнеровски. Впр очем, подозреваю, что передать именно дух Фолкнера авторы своей задачей не ставили, та к что последняя претензия — это, наверно, и не недостаток…
Так или иначе, для передачи адекватного состояния героя авторам пришлось добавить к со бытиям рассказа кучу дополнительных событий и персонажей: сопалатников в госпитале, сотрудников в военкомате, соседей, и, самое главное, близкого человека, рядом с которым главный герой мог бы немного расслабиться и вести себя "естественно" — брата. Это все создает некоторую атмосферу, работа сценариста в этом месте наиболее творческая, похо жа на работу демиурга — создавать мир, писать всякие мелкие детали, диалоги, которых с овсем не предполагалось в рассказе и т.д. Зачем-то добавлен хвост к окончанию рассказа — герой едет на место, где он встретил ту девушку, встречает там ногу, и все заканчивает ся в лучших традициях русского психологического реализма. Но не это безвозвратно порт ит фильм — а то, что некоторые явления, которые, как предполагалось, происходят только в голове у героя, оставляют следы и в поведении других людей. Это сразу! превращает дос товерную в целом психологическую зарисовку в мистику. Ну, типа, немножко добавляет з омби к "Гордости и предубеждению".
В итоге всего этого могло все-таки в крайнем случае получиться не фолкнеровское безуми е, а почти гоголевское мистико-безумие, не -га, а -с, не "Нога", а "Нос". Однако для Гогол я тема слишком серьезна — это первый советский фильм про афганский синдром, причин ой безумия героя сознательно стала не потеря конечности, а потеря друга и вообще ужасы войны. Так что получилась некоторая не очень удачная с художественной точки зрения хи мера. С гражданской точки зрения все ок, конечно.
Из прочего можно отметить хорошую музыку, хорошего актера Охлобыстина (я его в перв ый раз увидел) и его химический дуэт с Мамоновым. Это все было еще до того, как оба ст али очень православными. Очень прикольный следователь. Лучший в фильме момент, нес омненно — это когда Мамонов приезжает к Охлобыстину и они вместе тусуют. Худшие м оменты — все, когда Охлобыстин двуногий.
P.S. Кстати, тема отдельных от тела ног в русской литературе восходит еще к народным ск азкам. Ссылка для ознакомления — афанасьевский оригинал сказки про репку и лубок на его основе.