Режиссер:
Жан-Пьер Жене, Марк Каро. Сценарий: Жиль Адриен, Марк Каро, Жан-Пьер Жене, Оператор: Дариус Хонджи, Композитор: Карлос Д'Алессио.
В главных ролях: Доминик Пиньон, Мари-Лор Дуньяк, Жан-Клод Дрейфус. В ролях: Карин Виар, Тикки Ольгадо, Анн-Мари Пизани, Эдит Кер, Жак Мату, Рюфюс, Марк Каро.
Награды: 4 "Сезара" — лучший дебют, лучший сценарий, лучшая работа художника, лучший монтаж. Европейский киноинститут — лучший художник. Fantasporto — Приз зрительских симпатий. Guild of German Art House Cinemas — Серебряный приз за лучший иностранный фильм. Сиджес — МКФ фантастики в Каталонии — лучший режиссер, актер (Д.Пиньон), саундтрек, Приз каталонской ассоциации писателей и критиков. МКФ в Токио — Gold Award..
Интересные факты о фильме:
Идея фильма пришла в голову Жану-Пьеру Жене, когда тот отдыхал в Америке. По его словам, пища в гостиницах была настолько плохой, что ему казалось, будто он жрет людей.
Образ мясника возник, когда Жене жил в квартире над мясной лавкой. Каждое утро, в 7 часов, до него доносился лязг ножей. Подруга Жене заметила, что если бы мясник резал соседей, то до них очередь дошла бы на следующей неделе.
Жене и Каро планировали снять "Деликатесы" после "Города потерянных детей". Но второй проект был слишком дорогим, поэтому никто не хотел давать денег двум никому не известным режиссерам-дебютантам.Версия для печати
Мне бы не хотелось, чтобы кто-то совершал ошибку, глядя "Деликатесы" сквозь туман пусть бы и точных, но неприятных слов – апокалиптическое будущее, притча, раблезианство, тоталитаризм и, прости, Господи, гиньоль. Последнее по причине полного дуб-дуба во французском я воспринимаю как анаграмму от слова "гнильё", хотя прекрасно понимаю, что гнильё у Жене легкое и весёлое. Впрочем, такая характеристика подходит почти всему французскому. У них как-то принят обязательный налет гадости на любом симпатичном предмете. В любом случае, вычурные изыски киноведов могут сильно помешать смотреть сказку про людоеда, его милую дочь и ее возлюбленного клоуна.
У одного дома, окруженного вечными сумерками и плотной стеной пыльного тумана, был хозяин. Был он мясником, и его лавка располагалась на самом нижнем этаже. Сюда к нему спускались жильцы, чтобы выменять иногда на меру маиса кусочек мяса. Мясо происхождения было до крайности сомнительного, но все покупатели (один другого краше, кстати) им смиренно довольствовались. Зная отнюдь не кроткий нрав хозяина и его хорошо наточенный сверкающий топор, каждый мог предположить, чья вырезка будет продаваться следующей, посмей только перечить. Однако ж мораль моралью, заработок заработком, а жизнь продолжается. Трудно представить человека более полнокровного и холерического, чем наш мясник. Он то хохочет, то ругается, то задорно скрипит кроватью с любовницей, красавицей-жиличкой. Вся жизнь людоеда сосредоточена в этом пыльном замке. Тут его работа, его дочь, его женщина и вся его челядь. Однако ж приходит пора подыскать новую порцию мяса, и на этот случай в местной газетенке всегда помещено объявление о том, что в доме мясника сдается комната. Жилец не заставляет себя ждать. Такого трогательного человечка еще поищи! Его играет замечательный коротышка Пинон. Таксист, который привез Луизона со скарбом, требует в качестве оплаты его ботинки, и вот безропотный Луизон уже идет навстречу домовладельцу по лужам в носках. Мяснику он не нравится – уж очень мал! Но на безрыбье и карлик сойдет. Луизону предоставляется комната и работа – мыть полы, выправлять стены, чинить водопровод, с чем Луизон легко и радостно справляется. И конечно же он производит неизгладимое впечатление на дочь мясника, которая как блаженное дитя по сравнению со своим папашей – в ситчике, подслеповатая, скромная, с виолончелью. Луизон тоже очарован. Луизоном, в свою очередь, очарован весь дом, и даже любовница хозяина. Ну какому людоеду это понравится? Над лучезарным Луизоном сгущаются тучи.
Дело происходит в странном месте. С одной стороны, оно вполне сказочное, потому что четко прослеживается посыл "В некотором царстве, в некотором государстве" — никаких ориентиров. С другой стороны, есть какие-то внешние, не обговариваемые признаки, из которых можно понастроить догадок и выводов. Например, персонажи одеты по моде середины прошлого века. В квартире у красавицы-жилички в маленьком черно-белом телевизоре все время танцуют полуголые красотки из какого-то залихватского ревю – явно американского происхождения. Денег в пространстве фильма как бы не существует, есть только натуральный обмен: мясо, маис, ботинки — намек на безработицу и голод. Логики типов жильцов я не улавливаю, но, наверно, это просто разные горожане. Интеллигентская семейка – безупречная вежливость, очки, галстучки, бездетность, полный отрыв от контекста и мистичность. Содержанка-красавица. Сильно запущенная трудовая интеллигенция: два брата в мастерской с маниакальным упорством мастерят никому не нужные охотничьи манки. Семьянин со сварливой толстой женой, ее мамашей и двумя маленькими пацанами. Пацаны очень смешные – всегда вертятся под ногами, когда в доме Происходит, курят папироску на лестнице и вешают на всех и вся связку гремящих банок. Мне нравится думать, что эти пацаны – это как бы Жене и Каро, которые нашли себе место внутри фильма и смотрят его прямо оттуда, с лестницы. В подвале живет отщепенец, гнусный асоциал: среди ветоши и по щиколотку в воде. Разводит улиток и лягушек, ими же и питается. Независимый. Но это все зарисовочки, это не важно. Важно, что из всех этих нюансов можно сделать вывод, что дело происходит после Второй Мировой, которая закончилась странным образом – никто не выиграл, никто не проиграл, только все по инерции опасаются каких-то тиранов, изолировались в маленьких разрозненных людоедских княжествах и выдумывают новые правила и иерархии. Несогласные ушли в подполье, то есть в канализацию, и основали там клёвый мужицкий клуб сопротивления. Это романтики-идеалисты, эдакие супер-братья Марио. У них на Луизона, кстати, тоже зуб, потому что Луизон починил водопровод, и братство осталось без воды. Сказочные страсти кипят!
Мне показалось, цель Жене и Каро была очень простая: самим как следует повеселиться, а заодно развлечь других. Поместить хрестоматийную сказку про людоеда в ретро-реальность, сделать ее не прямолинейной, как первоисточники ("Жил-был, всех съел, пришел, победил, женился. Стали жить-поживать"), а цветистой, смешной, узнаваемой, с номерами буфф. Живой. Без героических пафосов. Показать все свои визуальные и физические задумки с предметами, дать актерам вдоволь навеселиться с материалом. Понимаете? В этом фильме нет усталости, его делали со смаком. Это просто веселая и опасная сказка, где клоун играет на пиле. Не надо нависать над "Деликатесами" со скальпелем, как над бедной лягушечкой.
Так как задача была смотреть дебюты известных режиссеров, придется к ней вернуться. Что я видела раньше у Жене? Город потерянных детей и Амели – это словно бы продолжения Деликатесов. Город очень похож — цветом, светом, набором предметов и обстановок, но тяжелее и страшнее. А Амели – это как отголоски Деликатесов: легкая потешная аутическая придурь на фоне городской жизни. Складывается странная картина: будто Жене пришел в кино уже готовым мастером, и в первом же фильме продемонстрировал в полном объеме все приемы, которыми он владеет. Получилась великолепная презентация. Никогда бы не поверила, что это – дебют. Теперь меня очень интересует, где был Жене до "Деликатесов", у кого он учился и не натворил ли чего-нибудь. Каждый мастер, я не устану это утверждать, обязательно говнюк, а у таких всегда очень интересная жизнь – пусть даже и внутренняя.