В главных ролях: Франко Читти. В ролях: Франка Пасут, Сильвана Корсини, Паола Гвиди, Адриана Асти, Лучано Конти, Лучано Гонини, Ренато Капонья.
Интересные факты о фильме:
Первый итальянский фильм, получивший рейтинг VM18. До появления "Аккаттоне" такого рейтинга попросту не существовало.
На премьеру фильма в Риме заявилась неонацисткая группировка "Nuova Europe", атаковала публику и устраивала акты вандализма в кинотеатре. Версия для печати
Есть два режиссера-классика, мое знакомство с которыми по чистой случайности (по телевизору показали – вот и увидел) состоялось с их дебютов. Первый – Пьер Паоло Пазолини, второй – Жан-Люк Годар.
"Аккаттоне" я посмотрел еще в школе и был заворожен как самой историей, так и ее антуражом: окраинами Рима, колоритными людьми "дна", которые промышляют кто во что горазд – кто воровством, кто сутенерством, кто тяжелейшей черной работой. Фильм наполнен солнцем и цинизмом, острыми шутками, хлесткими диалогами и неблаговидными поступками. Главный герой картины – сутенер Аккаттоне. Человек, который не может работать, физически к этому неприспособлен. Для Аккаттоне наступают тяжелые дни, когда его баба попадает на год в тюрьму за лжепоказания. В отличие от классических фильмов неореализма, Пазолини не стремится расставить акценты в своем фильме в пользу "простого человека". Но при этом он испытывает искреннее сочувствие к своему герою, который на протяжении всего фильма совершает чудовищные поступки (например, тайком стаскивает с шеи своего малолетнего сына, которого сам же и бросил на попечение матери в соседнем квартале, цепочку с крестиком, чтобы продать ее и купить на вырученные деньги туфли для невинной девушки, которая ему доверилась и которая не подозревает, что он намерен превратить ее в шлюху). Пазолини оставляет за героем человечность. Аккаттоне все-таки способен любить. Словно предчувствуя недоброе, он изо всех сил противится этому чувству, но разве может человек совладать с любовью, самым сильным, самым спасительным чувством как на грешной земле, так и на небе? Любовь побеждает здравый смысл и… сводит Аккаттоне в гроб. Поистине шекспировская драма. Трудно быть человеком, трудно любить, обитая на дне.
Фильм занимает промежуточное место между классикой неореализма и анти-неореалистической жестокой сатирой Этторе Сколы"Отвратительные, грязные, злые". "Аккаттоне" был прекрасен еще на уровне сценария (мне доводилось его читать), так что даже если бы по какому-то дьявольскому наваждению Пьеру Паоло Пазолини и его ассистенту Бернардо Бертолуччи захотелось бы снять плохой фильм, то им бы это не удалось. Но им этого явно не хотелось.
Так что — masterpiece! Ну и, конечно, Франко Читти в роли Аккаттоне – это настоящее открытие.
Теперь о лирике. Фильм "Аккаттоне" особенно должен близок тем, чье, детство, отрочество или юность прошли в спальных районах на окраинах города, в конце 80-х или 90-х, среди новостроек, перемежаемых зелеными полосами аллей или пыльных газонов, среди больших и пустых пространств, неизменно упирающихся в строительные площадки с навалами песка и щебня, с торчащими из котлованов сваями и бездеятельными строительными кранами. Это ощущение застывшей во времени стройки и открытого пространства, замершего в полупозиции, пронизывает фильм насквозь. То же самое ощущение производит фильм Микеланджело Антониони"Затмение". Глядучи эти фильмы, все-таки охватывает легкое подобие зависти: счастливые римляне! Они ходят под пальмами, им неведома зима, во время коей замороженные строительные площадки превращаются в самое унылое и печальное зрелище на свете.
Добавлю также, что темный, пыльный, инертный, но при этом остроумный и даже начитанный(!) Аккаттоне, находясь на фоне новостроек, выглядит архаическим пережитком прошлого. Все идет к тому, что он должен перестать коптить это небо! За счет одного только видеоряда этот фильм в моем воображении вступает в странную перекличку с советской кинокартиной "Мне двадцать лет", — да и, кстати говоря, рефлексия Аккаттоне по своему накалу ничем не уступает рефлексии героев фильма Хуциева...