Режиссер:
Майкл Андерсон. Сценарий: Джон Варли (по своему рассказу "Налет"), Оператор: Рене Охаши, Композитор: Эрик Н. Робертсон.
В главных ролях: Крис Кристофферсон, Шерил Лэдд. В ролях: Дэниел Дж. Траванти, Роберт Джой, Ллойд Бокнер.
Награды: Ассоциация кинематографистов Канады — лучший оператор..
Интересные факты о фильме:
Декорации, изображавшие останки самолетов, были настолько убедительными, что пилоты, пролетавшие над ними, радировали в аэропорт Торонто о чудовищной авиакатастрофе.
Фильм собирались снять еще в конце 70-х, причем в качестве режиссера должен был выступить мастер по спецэффектам Даглас Трамбалл. Планировалось, что главные роли исполнят Пол Ньюман и Джейн Фонда. Но производственная компания Трамбалла развалилась.
В 1983 году Варли превратил свой рассказ в роман.
Для международной аудитории был отснят другой финал, в котором главные герои оказываются в эдемской саду и падают друг другу в объятия.
Фильм Майкла Андерсона о путешествиях во времени – один из нечастых представителей фантастического жанра на советских киноэкранах. Впрочем, Андресона жаловали: в СССР показывали "Вокруг света за 80 дней", "Смерть среди айсбергов" и, кажется, "Бегство Логана".
"Тысячелетие" обладает классическим сюжетом, в котором наличествуют "парадоксы времени" и "петли времени". Крис "Резиновый утенок" Кристофферсон играет руководителя технического комиссии по расследованию авиакатастроф Билла Смита. На месте падения двух самолетов, зацепивших друг друга в полете, обнаружена странная вещь – идущие задом наперед часы. Кроме того, извлеченный из одного самолета "черный ящик" содержит запись, в которой говорится, что все пассажиры сгорели, то есть, стали жертвами пожара еще до падения. Во время расследования Билл знакомится со странной в манерах, но привлекательной блондинкой, проводит с ней вечер и ночь, а наутро уходит, несмотря на ее просьбу остаться: "Иначе вечером ты можешь меня не увидеть". Возле гостиничного лифта Билл одумывается, возвращается… и видит совершенно пустой, прибранный номер…
Фильм снят по рассказу Джона Варли "Налет" 1977 года (Варли сам же и написал сценарий) и содержит аллюзию на роман Роберта Шекли "Корпорация "Бессмертие": во всяком случае, механизм "изъятия" тот же. Чтобы не создать "парадокса времени", люди будущего извлекают людей из прошлого перед самой катастрофой. Впрочем, герои "Корпорации" и герои "Тысячелетия" преследуют различные задачи. Мутантам из "Тысячелетия", неспособным рожать детей, люди нужны для продолжения угасающего человеческого рода, барыгам из "Корпорации" люди нужны для имплантантов.
Присутствует в фильме и линия любви, "идущая через тысячелетие". Довольно неплохой, хотя и сильно затянутый фильм с устаревшими спецэффектами (кадры с масштабным финальным "исходом" сделаны впечатляюще, а вот роботы, например, словно явились из середины 60-х). Первые сорок минут, покуда в сюжете присутствует загадка, тайна, фильм — чрезвычайно занимателен. Остальное время — повтор и нудёж.
Спойлер: Но есть в картине одна неувязка, преследующая меня на протяжении веков: "парадоксы времени" в данном фильме существуют как бы нелинейно. Это выражается в том, что если "операция в прошлом" содержит косяки, то лишь после прибытия хрононавтов в свое время мир будущего начинает сотрясаться и дрожать как во время землетрясения. Для "парадоксов времени" приспособлена даже своя шкала Рихтера. Итак, к чему я клоню: ближе к финалу фильма, Луизе Балтимор не удается выполнить миссию, что должно привести к краху. Она возвращается в будущее, и вокруг действительно всё начинает рушиться и сотрясаться. Но ведь все еще можно исправить! Мудрому совету мутантов почему-то не приходит в голову отправить Луизу в ту же точку времени, где она потерпела крах, но на несколько минут или часов, да хоть дней, раньше, чтобы исправить ошибку. Они взрывают себя, а тысячи спасенных "людей прошлого" отправляют через какие-то странные врата в "иной мир" (тоже, кстати, слабопроясненная тема).