Режиссер:
Ларс фон Триер. Сценарий: Ларс фон Триер, Нильс Вёрсель, Оператор: Том Эллинг, Композиторы: Хенрик Бличман, Могенс Дам, Бо Хольтен.
В главных ролях: Майкл Элфик, Эзмонд Найт, Ми Ми Лай. В ролях: Джеролд Уэллс, Ахмед Эль Шенави, Астрид Хеннинг-Йенсен.
Награды: МКФ в Каннах — Гран-при за технические достижения. Bodil Awards — лучший фильм. Fantasporto — лучший режиссер. МКФ в Маннгейме — Приз им. Йозефа фон Штернберга. Robert Festival — лучший фильм, спецэффекты, оператор, монтаж, художники, костюмы, звук..
Своего "Антихриста" фон Триер посвятил "Зеркалу" Андрея Тарковского. Дебютный полнометражный фильм фон Триера "Элемент преступления" открывает цитата из "Андрея Рублева": валяющийся осёл. Правда, у Тарковского, как мы помним, на берегу реки валялся конь, но ведь у фон Триера не на бережку ж православной реки валяется осёл, а на мостовой мусульманского Каира…
Через несколько минут экранного времени мы увидим камеру, скользящую под водой перпендикулярно дну, которое застлано всякой гадостью – от тины до мертвых лошадей (операторский прием, заимствованный у того же Тарковского – фильм "Сталкер"). Впоследствии таких "перпендикулярных" проходов камеры в "Элементе преступления" будет немало, в том числе над движущимися объектами.
Фильм Фон Триера, на самом деле, — это нео-нуар. Точнее говоря, tech-noir. Он вполне мог стать чем-то в духе "Бразилии" или "Бегущего по лезвию". Однако известно, что нуар, как стиль, отчасти вырос из немецкого киноэкспрессионизма. Голливуд повышибал оттуда авангардные причуды, а фантастику обменял на крепкий криминальный сюжет. Фон Триер же, наоборот, оставив на месте детективный сюжет и ходульные типажи американского нуара, возвращается к истокам — немецкому экспрессионизму… попутно поставив зарубку на "М."Фрица Ланга (сцена в финале). Его экспериментальный фильм чрезвычайно причудлив, визуально витиеват. И при этом – охуенно занудлив.
Кроме того, нет никаких сомнений, что фон Триер и художники, работавшие над концептом "Элемента", вдохновлялись тем мракобесием, которое Тарковский с Рутбергом нагнали в прологе "Сталкера": обшарпанные стены, безысходность, черный дождь, сырость, грязь, бесконечные лужи.
Эта непроходимая мрачность роднит "Элемент" также и с картинами Лопушанского. Впрочем, Константин Лопушанский зациклен исключительно на ядерном пост-апокалипсисе, поэтому в его монохромной палитре преобладает багрянец, а у Фон Триера апокалипсис – безъядерный, поэтому в его монохромной палитре преобладает болезненная желтизна… хотя так же, как и в фильмах Лопушанского, в "Элементе преступления" постоянно идет дождь… Хуле, сумерки богов закончились, и на Германию спустилась вечная ночь с удушающей африканской жарой, азиатскими проститутками и нудным дождиком, родом откуда-то из средней полосы России.
Черно-бурая, с желтизной, палитра "Элемента преступления" впоследствии будет использована – естественно, в варианте "лайт" — в нео-нуаре Дэвида Финчера "Семь" и даже в таком экзотическом нео-нуаре, как индонезийский мистический триллер "Кала. Мертвое время", который мы рассматривали в номере про педиков.
Иногда в мрачный монохромный кадр фон Триера вторгается яркий цветовой акцент: голубой экран телевизора, голубая люминесцентная лампа и т.п…
Сюжет одновременно прост и туманнен. Прост по-голливудски, туманнен – по-триерски. Главного героя, Фишера, мучают воспоминания о событиях, случившихся то ли 2 месяца, то ли 13 лет тому назад – я так и не понял. Фишер обращается за помощью к египетскому психиатру. Тот погружает его в состояние гипноза, и Фишер начинает вспоминать – отсюда сюрреальность фильма. Мы находимся внутри сознания, более того, мы находимся внутри воспоминаний, принадлежащих этому не слишком здоровому сознанию, на которое к тому же сильно давит подсознание. (Сразу скажу, что фильм реально гипнотичен, иначе говоря, снотворен: он похож на тягучий, но не слишком страшный ночной кошмар). Фишер – полицейский, много лет назад отправленный в Каир. Зачем? Что он там делал, кому он там понадобился, — это в фильме не объясняется. Но вот его вызывают обратно в Германию расследовать дело о маньяке, серийно вырезающего юных продавщиц лотерейных билетов. Бывший наставник и кумир Фишера, издавший оригинальный труд по криминалистике "Элемент преступления", кажется, сошел с ума. Фишер начинает расследование, следуя методике кумира: в деле находятся многочисленные отчеты, фотографии, заметки, подсказки, крючки. Если их использовать как некие "вешки", если проникнуться "психологией преступника", то можно восстановить картину в целом, узнать то, что осталось "за кадром" дела. И, соответственно, выйти на убийцу…
Безусловно, картинка выглядит эффектно. Но, к сожалению, фильм почти не смотрибелен. Фильм "от ума", сложносочиненный, можно даже сказать – какой-то вымученный. Если где и можно найти такую, знаете, типичнейшую из типичнейших немецких тяжеловесностей, так это в фильме "Элемент преступления". И это, странным образом, роднит его не только с фильмами Лопушанского, но также с последним фильмом Юфита (да и мало ли в России было чудаков-тяжеловесов? – иначе б мы не забороли Германию во Второй мировой…)